Posted 15 июня 2004,, 20:00

Published 15 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Басманная реформа

Басманная реформа

15 июня 2004, 20:00
Рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по судебной реформе намерена внести в Госдуму новую редакцию закона «Об исполнительном производстве». Продолжить судебную реформу призвал и премьер-министр Михаил Фрадков. Но эта инициатива вряд ли реализуется, поскольку государству сейчас невыго
Сюжет
Суды

Стоит напомнить, что в апреле этого года судебное сообщество России фактически похоронило не успевшую набрать обороты судебную реформу. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, выступая на Совете по совершенствованию правосудия при президенте 22 апреля, сказал: «Судьба России как правового государства находится в критической точке». Тогда он обратил внимание заслуженных юристов, собравшихся в здании на Старой площади, на весьма примечательный факт: с одной стороны, пусть с оговорками, судебная реформа вроде бы состоялась. С другой стороны, ни о какой завершенности реформы не может быть и речи, если подавляющее большинство российских граждан по-прежнему не доверяют судам. Поэтому г-н Зорькин был вынужден потратить целый час на доклад о том, как вывести судебную реформу из кризиса. Докладывая, он в основном задавал риторические вопросы: «преодолено ли недоверие к правоохранительным органам?», «достигнута ли процессуальная независимость следователя?» и т.д. Ответов на них «пользователи» судов до сих пор услышать не смогли.

Видимо, поэтому инициативу по возрождению затянувшейся реформы в свои руки взял премьер Фрадков. Глава правительства заявил, что «судебная тема становится узким местом», добавив, что в связи с изменениями в законодательстве в ближайшие годы должно заметно увеличиться количество обращений в суды. «Фрадков прав, продолжать реформу надо, – прокомментировал заявление премьер-министра известный адвокат Борис Кузнецов. – Однако как быть с тем, что нашему государству заниматься судебной реформой невыгодно?» Как он пояснил «НИ», при сложившейся в России рыночной системе, когда каждый день решаются десятки имущественных споров в пользу государства, «реформировать суды – значит вставлять власти палки в колеса». А отвечая на вопрос «НИ», зачем в таком случае г-н Фрадков высказался за возврат к рассмотрению хода реформы, Борис Кузнецов сделал неожиданное предположение: «Таким способом председатель правительства рассчитывает убрать из кабинета министров родоначальника судебной реформы Дмитрия Козака. Мол, пусть он доводит до ума эту реформу в администрации президента, а правительство оставит в покое».

Тем временем стремление к реформаторству проявила и рабочая группа РСПП по судебной реформе. Только к реанимации судебной реформы она подошла более узко, решив уладить частную проблему. В противовес громоздким планам Белого дома эта группа предложила новую редакцию федерального закона от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве». На заседании бюро правления было отмечено, что в целом законопроект может быть поддержан как в достаточной степени проработанный. Вместе с тем отдельные нормы законопроекта, по мнению бюро, требуют доработки сущностного характера. Прежде всего, промышленников и предпринимателей, судя по их замечаниям к законопроекту, больше всего волнуют злоупотребления со стороны приставов-исполнителей. Кроме того, бизнесмены хотят, чтобы во время судебных процессов соблюдался разумный баланс властных полномочий должностных лиц.

Председатель столичной коллегии адвокатов Георгий Зубовский объяснил «НИ» заинтересованность РСПП в исправлении системы исполнительного производства. По его словам, чрезмерная активность бизнеса в судебной реформе обусловлена, прежде всего, силой лобби отдельных его групп. «Если раньше союз промышленников и предпринимателей мог решать все свои имущественные споры, обратившись в один из региональных судов, то сейчас такая возможность ставится под сомнение, – считает юрист. – Бизнесу, естественно, это невыгодно. Потому что в каждом деле присутствуют большие деньги».




В Московском арбитражном суде окопались коммерсанты
Гуманная, но безнравственная...

"