Posted 15 июня 2004,, 20:00

Published 15 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

«Автогражданка» останется и даже подорожает

«Автогражданка» останется и даже подорожает

15 июня 2004, 20:00
Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные реализации закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Для автолюбителей новости неутешительные – в ближайшие 2–3 года тарифы на «автогражданку» пересматриваться не будут. Более того, в скором будущем владел

Закон об «автогражданке» вступил в силу с 1 июля прошлого года. Тогда без полиса ОСАГО стало невозможно зарегистрировать купленную машину или пройти техосмотр. А с 1 января нынешнего года за отсутствие полиса начали штрафовать. Несмотря на недовольство (по данным различных опросов, против «автогражданки» выступали 60–70% водителей), на сегодняшний день полисы приобрели свыше 22 млн. автовладельцев – более 90% собственников легковых автомобилей. За это время страховые компании собрали с автомобилистов 40 млрд. рублей, а выплатили в виде возмещения ущерба всего 4 млрд. Средняя сумма выплат составила 18 тыс. рублей.

В настоящее время базовый тариф на «автогражданку» составляет 1980 рублей. И в ближайшие 2–3 года он не изменится. По словам представителя правительства в Госдуме Андрея Логинова, приступать к изменению тарифов до получения полных статистических данных преждевременно. Руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев считает, что для точного определения тарифов необходим срок в 2–3 года. Утверждение, что тарифы завышены и страховщики получают сверхприбыли, он считает неверным. «Никогда в начальный период страхования выплаты не могли служить достаточными критериями для принятия решений о страховых тарифах». В первом квартале после вступления в силу закона страховщики потратили на выплаты 4% полученных ими денег, во втором квартале – 10%, в третьем – уже 21%. При этом по закону на выплаты должны уходить 80% средств, полученных страховщиками.

Президент Всероссийского союза страховщиков и депутат Госдумы Александр Коваль объявил о желании страховщиков начать борьбу за снижение аварийности на российских дорогах, чтобы минимизировать страховые выплаты. В частности, страховщики намерены взять на себя надзор за дорогами, так как из-за их неудовлетворительного состояния происходит четверть ДТП. «Если авария произошла потому, что на дороге яма, не закрыт люк, не работает светофор, бомжи украли знак, мы будем подавать в суд на службы, ответственные за состояние дорог». Страховщики намерены добиться установки как можно большего числа разделительных барьеров между полосами на скоростных трассах. «Стоимость барьера составляет 1% от стоимости дороги, а аварийность снижается на 90%». Еще страховщики намерены добиваться внесения изменений в правила дорожного движения. Цель – обязать водителей ездить с включенными фарами и в светлое время суток. Это, по словам Александра Коваля, снижает число аварий на 12%, а наездов на пешеходов – на 15%. Но самое главное – страховщики настаивают на введении повышающего коэффициента для автомобилей, не оборудованных подушками безопасности, и понижающего – для тех машин, которые ими оборудованы. По статистике, подушки безопасности примерно вдвое снижают смертность и инвалидность при ДТП. Однако российский автопарк сегодня – это в большинстве своем отечественные машины и старые иномарки, в которых такие подушки отсутствуют. Так что если это предложение страховщиков будет принято, оно ударит по карману подавляющего большинства российских автовладельцев.

Сами страховщики сейчас тоже оказались в неравном положении. Как показывает практика, размеры страховых выплат примерно одинаковы во всех регионах. Но те, кто работает в мегаполисах и страхует иномарки с мощными двигателями, получают с учетом коэффициентов по 3–5 тыс. рублей с каждого автомобиля. А страховщики из сельской местности довольствуются зачастую лишь суммой в 1,5–2 тыс. рублей с автомобиля. К тому же по закону страховщик обязан провести выплаты в течение 15 дней с момента получения всех документов о ДТП. На практике, по словам Ильи Ломакина-Румянцева, «при неналаженной системе экспертизы за этот срок провести оценку требований невозможно».

А вот начальник Главного управления ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов вновь предложил ужесточить ответственность за нарушения правил дорожного движения. Речь, в частности, идет о лишении прав за превышение скорости более чем на 40 км/ час, проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд на встречную полосу через сплошную линию, так как по этим причинам происходит половина ДТП. А вот ДТП без пострадавших милицейский начальник предлагает оформлять в ускоренном порядке – путем простого обмена координатами страховых компаний, без вызова сотрудников ГИБДД. Сейчас водители вызывают милицию «из-за каждой царапины»: после вступления в силу закона об «автогражданке» количество вызовов из-за мелких ДТП только по Москве в сутки увеличилось с 200 до 1,5 тыс. В результате у ГИБДД не хватает сотрудников для «разруливания» конфликтов, а на улицах города скапливаются многокилометровые пробки.

Независимый депутат и председатель «Движения автомобилистов России» (ДАР) Виктор Похмелкин в свою очередь считает, что, призывая к усилению ответственности за нарушения правил дорожного движения, ГИБДД добивается возможности получать с автовладельцев еще больше взяток. Сейчас их объем, по словам депутата, составляет 1 млрд. долл. в год. А против действующего закона об «автогражданке» в народе «растет глухое недовольство, сдерживаемое отсутствием политических средств для его выражения». Главным образом люди недовольны заниженными выплатами на ремонт автомобилей и плохим лечением пострадавших. К тому же, как показала практика, семья погибшего в ДТП далеко не всегда может рассчитывать на положенные в этом случае 120 тыс. рублей.




Страховые компании не отдают деньги

"