Posted 15 мая 2007,, 20:00

Published 15 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:43

Updated 8 марта, 08:43

Исторический долг

Исторический долг

15 мая 2007, 20:00
Сегодня Мосгордума будет рассматривать в первом чтении проект постановления о поправках в Федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Столичные парламентарии предлагают компенсировать гражданам, пострадавшим от политических репрессий, не только материальный ущерб, но и моральный вред. По их мнению,

Если документ будет принят в трех чтениях, его направят в Госдуму. Автор инициативы депутат Евгений Бунимович предлагает вернуть в него упоминание о возмещении морального вреда, изъятое после принятия закона о монетизации льгот. «Дело в том, что перед репрессированными виновато непосредственно государство, – рассказал он «НИ». – То, что Россия отказалась от такой государственной вины перед жертвами репрессий мне кажется чрезвычайно опасным. Я считаю принципиально важным признание государством этого морального вреда». По его мнению, для реализации инициативы можно пойти двумя путями. «Возможна выплата морального ущерба по обращению в суд, но это, на мой взгляд, самый плохой путь, – продолжил г-н Бунимович. – Это люди очень пожилые, и обращение в суд и вся эта процедура для них неподъемна. Я считаю, что правительство должно составить какие-то схемы по аналогии как Германия выплачивала жертвам фашизма». С ним согласны и правозащитники, которые уже неоднократно добивались возвращения пункта о моральном вреде в закон. «У нас нет такого рода судебной практики и, наверное, единственный аналог, который можно было бы рекомендовать в качестве образца, это выплаты узникам нацизма со стороны Германии, – рассказал «НИ» сопредседатель московского «Мемориала» Ян Рачинский. – Там был образован фонд, в котором часть денег поступала от государства, а часть от предприятий, где трудились угнанные на работу. Таким образом, пожилые люди получили хоть какие-то деньги».

Евгений Бунимович не называет в проекте конкретных цифр, а предлагает правительству РФ разработать соответствующую схему. Однако он склоняется к тому, что это может быть разовая выплата – от 20 до 50 тыс. долларов. В свою очередь депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов полагает, что сумма выплаты должна составлять от 5 до 10 тыс. долларов, либо от 150 до 300 тыс. рублей. «Речь идет о совершенно особой конституционно-правовой форме ответственности, к которой мы просто не привыкли, – сказал он «НИ». – Это ответственность государства перед гражданами». Г-н Москвин-Тарханов считает, что Мосгордума примет документ. Далее все будет зависеть от Госдумы и, главное, от правительства РФ. «Мы должны преодолеть категорическое нежелание правительства РФ в лице вице-премьера Жукова, который опротестовал предыдущий вариант нашего документа», – пояснил он. Однако депутат признает, что правительство может в итоге назначить мизерный размер компенсации.

Между тем хотя в самом федеральном законе раньше и говорилось о возмещении морального вреда, по сути дела таких выплат не производилось. «Я вообще не знаю примеров такого рода выплат, – говорит правозащитник Ян Рачинский. – Это была формула, продиктованная скорее соображениями приличия. Когда закон принимался, экономическое положение страны было совершенно другое». Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы, но не более 10 тыс. рублей. Также, например, при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества, его стоимость возмещается, но оговаривается, что «в размере не более 4 тыс. рублей за имущество без жилых домов или 10 тыс. рублей за все имущество, включая жилые дома».

При этом, как не раз отмечали правозащитники, сейчас репрессированным приходится сталкиваться с различного рода трудностями. Ежемесячные выплаты, которые производятся льготникам, зачастую недостаточны. «Где-то размер выплат равен 100–180 рублям, в большинстве регионов это несколько сотен рублей, – объясняет Ян Рачинский. – Люди с одинаковой судьбой, которых преследовало одно и то же государство, оказались в совершенно разном положении, и их ситуация зависит от экономической ситуации региона». Так, например, Московская областная дума с 1 января увеличила доплаты жертвам политических репрессий с 56 до 64 рублей. В марте правительство Москвы согласно закону «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» увеличило выплаты репрессированным до 433 рублей.

"