Posted 15 апреля 2013,, 20:00

Published 15 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Громкое молчание

15 апреля 2013, 20:00
Вчера состоялось специальное заседание президентского Совета по правам человека (СПЧ), где подвели промежуточный итог проверок некоммерческих организаций. В заседании участвовали представители Минюста, МВД, а вот из Генпрокуратуры демонстративно никто не пришел.

Совет по правам человека должен был заслушать представителя Генпрокуратуры, который выразил готовность доложить о ситуации с проверками НКО. Однако за час до начала мероприятия визит сотрудника Генпрокуратуры был отменен, что вызвало возмущение общественников, ведь именно это ведомство обвиняют в нарушениях при проведении рейдов по НКО. «По этому поводу совет готовит заявление, – сообщил «НИ» член СПЧ, председатель межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «АГОРА» Павел Чиков. – Также совет делает второй документ, который касается содержания прокурорских проверок, смыслом его является требование строго регламентировать их порядок». Сейчас прокурорские проверки в отношении НКО вообще никоим образом не регламентированы. Основания, сроки, частота, полномочия и права самих проверяемых не прописаны, а потому ведомство чувствует себя свободно, прессингуя некоммерческий сектор. При этом мотивов всего этого действа общественники не понимают.

«Тот масштаб проверок некоммерческих организаций, с которым мы столкнулись, является беспрецедентным для некоммерческого сектора за всю новейшую историю», – констатировала председатель постоянной Комиссии СПЧ по развитию НКО Елена Тополева-Солдунова. Правозащитница заметила, что из заявлений Генпрокуратуры нельзя было составить ясную картину о причинах проверок НКО. «Потому что заявления были совершенно разные, иногда противоречили друг другу», – добавила Елена Тополева-Солдунова.

Как заявила в начале заседания замдиректора департамента по делам НКО Министерства юстиции Татьяна Вагина, Минюст в ходе проверок некоммерческих организаций не выявил признаков экстремизма в их деятельности. Однако в начале проверок НКО ведомство заявляло, что цели рейдов – выяснить, соответствует ли деятельность НКО уставным целям и законодательству. Между тем Владимир Путин утверждал, что все это делается, чтобы поставить под контроль финансовые потоки, которые идут в НКО, в том числе от иностранных государств. Перед визитом в Германию на прошлой неделе президент заявил, что за четыре месяца после принятия закона об иностранных агентах из-за рубежа на счета НКО поступил почти миллиард долларов. Вчера же пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков отметил, что около 800 млн. из этих средств были получены непосредственно по каналам посольств. Любое государство, получив такие сведения, «как минимум проверит, что происходит», добавил г-н Песков.

В конце прошлой недели Общественная палата (ОП) РФ открыла специальную телефонную линию для приема жалоб от НКО, в отношении которых проверки ведутся с нарушениями. Как рассказал «НИ» член ОП Георгий Федоров, к ним поступило всего несколько звонков. При этом представитель ОП усомнился, что проверки НКО так уж страшны для общественников. «Ряд НКО договорились о так называемой «итальянской забастовке», которая заключается в том, что они не будут регистрироваться как иностранные агенты. И они консолидированно эту идею продвигают. Так как их много, то это довольно громкий шум. Это представляется как давление государства на некоммерческий сектор, хотя проверки есть в любом секторе»,– считает г-н Федоров.

На заседании СПЧ замминистра внутренних дел Михаил Ванечкин признал, что у ведомства есть жалобы из аппарата уполномоченного по правам человека на действия полицейских во время проверок как минимум в трех регионах России, их министерство рассмотрит и примет необходимые меры.

Кстати, эксперты поддерживают требование представителей НКО по поводу публикации списков организаций, которые за четыре месяца разбогатели на миллиард долларов. «Это нормальная практика, их действительно стоит опубликовать, – заявил «НИ» Георгий Федоров. – То, что некоммерческий сектор хочет видеть этот список, – это правильно. Я знаю, что сейчас идет проверка некоммерческих организаций, которые, скорее всего, будут закрыты по причине того, что они просто не ведут свою деятельность. И их очень много. В ходе этих проверок сократится число НКО, потому что многие из них существуют просто на бумаге».

"