Posted 15 марта 2009,, 21:00

Published 15 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:41

Updated 8 марта, 07:41

Не было бы счастья…

Не было бы счастья…

15 марта 2009, 21:00
Бизнесменов обещают освободить от массовых проверок, о чем они просили лет пятнадцать. Продавцам на продуктовых рынках, которые, не без помощи чиновников проигрывали конкуренцию супермаркетам, разрешили торговать и дальше. У студентов наконец-то появился шанс перевестись с платного отделения на бюджетное. Приостановлен

Все это говорит о том, что по мере разрастания кризиса чиновники и депутаты вынуждены проявлять невиданную доселе заботу о народе. Правда, эксперты отмечают, что послабления коснутся только незначительного числа граждан и долго не продлятся.

В конце прошлой недели Минфин направил в правительство письмо с просьбой снизить зарплату топ-менеджерам госкорпораций. Сейчас официальные доходы руководителей достигают 1 млн. руб. в месяц, это в несколько раз больше, чем получают федеральные министры. Сама мысль о подобном ограничении стала возможной лишь благодаря финансовому кризису. На фоне урезанной зарплаты большинства россиян такие сверхдоходы смотрятся просто неприлично. Притом, что в США президент Барак Обама уже ввел лимит заработной платы для руководителей высшего звена в компаниях, получающих государственную помощь. Если бы не сложная экономическая ситуация, подобное вряд ли произошло бы, не сомневаются эксперты. «Топ-менеджмент должен сейчас более масштабно, чем прежде, проявлять социальную ответственность, – заявил «НИ» гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – И в том числе сокращать свою зарплату и бонусные выплаты».

Если топ-менеджеры даже с урезанной зарплатой уж точно не пропадут, то россиянам, которые и прежде не отоваривались в бутиках, а теперь столкнулись с сокращением доходов, придется несладко. Видимо, осознав это, власти временно, на пять лет, оставили в покое рынки. Лотки и киоски, которые должны были уступить место капитальным строениям уже в 2010 году, теперь законно будут функционировать до 2015 года. По мнению экспертов, если бы базарам не дали отсрочку, то вскоре большинство из них просто бы исчезли. Торговцам овощами и фруктами капитальные строения явно не по карману из-за высокой арендной платы. По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, решение закрыть рынки было ущербным изначально. «Уже к лету 2007 года, когда стало происходить резкое сокращение количества рынков, это подстегнуло продовольственную инфляцию. Магазины повысили цены на продукты», – пояснил «НИ» эксперт.

Но до кризиса чиновников это не волновало. Теперь же дошло до того, что в Москве будет открыто несколько ранее нещадно изгонявшихся столичными властями «блошиных рынков». Примерно на десяти барахолках малообеспеченные горожане смогут продать ненужную в хозяйстве вещь, а другие небогатые жители столицы – ее приобрести. Чиновники объясняют свою внезапно вдруг вспыхнувшую любовь к неимущим желанием увеличить количество рабочих мест.

«Повезло» и москвичам-льготникам. То, чего россияне не смогли добиться массовыми акциями протеста, сделал кризис. В столице приостановили монетизацию льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. Городские власти объяснили, что сделано это «в целях недопущения социальной напряженности в условиях кризиса». А до кризиса, вероятно, решение было правильным. Как и то, что с начала этого года тарифы на воду, газ, электроэнергию, отопление выросли в среднем на 25%.

Правда, в городском центре предоставления субсидий уточнили, что реформа «будет продолжена по мере улучшения ситуации в экономике». То есть плохое снова станет хорошим. Зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков предлагает на период кризиса возвратить натуральные льготы на оплату ЖКХ и транспорт в масштабах всей страны. «Федеральный центр поддержал бы регионы с помощью субсидий», – сказал он «НИ».

Свободнее вздохнуть, возможно, смогут средние и малые предприниматели, которые всю свою производственную жизнь провели, отбиваясь от бесконечных набегов представителей государства. Владимир Путин предложил наложить мораторий на проверки на 2009 год и предоставить небольшому бизнесу отсрочки по арендной плате. Правда, независимый политолог Дмитрий Орешкин, рассказал «НИ», что его знакомые, которые содержат на «Горбушке» малое предприятие, после того как властями было озвучено указание не допускать сверхплановых проверок, столкнулись с обратной ситуацией. «Местные начальники, как ошпаренные, кинулись проводить проверки. Они боятся, что скоро все рухнет, и надо напоследок настричь шерсти», – сообщил «НИ» эксперт.

Принцип «не было бы счастья, да кризис помог» может сыграть на руку и некоторым студентам и школьникам. Как сообщил «НИ» член думского комитета по образованию Валерий Рязанский, в период нестабильности будут выдаваться образовательные кредиты на льготных условиях для успевающих студентов, плату зафиксируют на весь срок обучения, а также увеличат число бюджетных мест в аспирантурах, магистратурах и ординатурах. Помимо этого, теперь студенты коммерческих отделений вузов имеют шанс перевестись на свободные бюджетные места. О необходимости этой антикризисной меры заявил Дмитрий Медведев.

Правда, такой шанс учащиеся имели и раньше. В уставе МГУ, например, по словам ректора Виктора Садовничего, еще год назад появился пункт, что студент, который имеет в зачетке все пятерки в течение четырех семестров, может перестать быть «платником», если имеются свободные бюджетные места. Но по свидетельству учащихся, сделать это раньше было сложно. По словам г-на Садовничего, в целом по России, в том числе и в МГУ, около 10% бюджетных мест вакантны из-за отчислений студентов или их ухода по личным причинам. Кроме того, президент пообещал отдать распоряжение Минфину разработать схему, когда вакантные бюджетные места могли бы «перетекать» с одного факультета на другой. И посоветовал принимать на бесплатное обучение не только отличников, как раньше, но и «хорошистов». Дело постепенно уже стало двигаться. Так, декан одного из факультетов МГУ, по информации «НИ», заявила, что «студентам с десятью хвостами никто не позволит занимать бюджетные места». По ее словам, «для того чтобы для хороших, прекрасно успевающих контрактников были освобождены места, нас будут заставлять бюджетников отчислять». В самом деле, если раньше на факультете в списке кандидатов на отчисление значилось 3–5 человек, то сейчас он удлинился до без малого 15 фамилий. Правда, декан успокоила студентов: «Успеваемость нам никто снижать не позволит».

А депутаты из думского комитета по образованию направили президенту аналитическую записку, в которой написано, что на период кризиса необходимо отказаться от ЕГЭ. Они опасаются, что большое количество школьников, не сдавших единого экзамена, окажутся безработными. «Ребята только вышли из школы – опыта работы нет, шансы трудоустроиться равны нулю, – считает зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

По мнению экспертов, все эти гуманные метаморфозы, как только кризис закончится, испарятся. Заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский полагает, что «все будет возвращаться на круги своя». Когда это произойдет, зависит от того, как долго будет длиться кризис. Если сейчас ситуация начнет относительно быстро стабилизироваться, считает политолог, то все очень быстро свернется. А по мнению Дмитрия Янина, все эти положительные меры, к сожалению, затрагивают малое число людей. «Большинство же продолжат ощущать на себе кризис резким увеличением цен», – заверил он «НИ».

А вот член комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Сергей Решульский строит еще более мрачные прогнозы. Он полагает, что очистительная сила кризиса – это всего лишь очередной миф, который распространяют политологи.

«А что, без кризиса нельзя было разрешить торговать на рынках?» – возмущается в разговоре с «НИ» депутат. – Или кризис подтолкнет к усилению борьбы с коррупцией? Бабушки и раньше не могли торговать из-за того, что нужно было давать деньги милиции. А кризис только поднимет ставки. И что, бабки за своими прилавками накормят всю Россию?» А Геннадий Гудков и вовсе нашел лишь одно преимущество кризиса: «Машин только меньше стало, проехать иногда по улицам можно…»

"