Posted 15 марта 2005,, 21:00

Published 15 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

«Имитация гражданского общества»

15 марта 2005, 21:00
Сегодня Госдума примет в третьем, окончательном чтении закон «Об Общественной палате». Формально палата задумана с благой целью «создания механизма общественного контроля за деятельностью органов власти». Но многие правозащитники уже отказались в ней участвовать, назвав новую структуру «муляжом». Да и сами депутаты при

Закон «Об Общественной палате» президент Путин внес в Госдуму 10 декабря минувшего года. 22 декабря Госдума приняла его в первом чтении, 18 февраля – во втором. Целью Общественной палаты заявлено «вовлечение российской общественности в реализацию государственной политики» и «создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти». По замыслу авторов закона палата будет проводить экспертизу законопроектов и нормативных актов, ее члены смогут участвовать в работе коллегиальных органов исполнительной власти, направлять запросы и ежегодно представлять доклад о состоянии российского гражданского общества.

Состоять Общественная палата будет из 126 человек, 42 из которых туда приглашает президент, потом они отбирают еще 42 представителя общероссийских общественных организаций, а потом эти 84 члена Общественной палаты отбирают представителей региональных правозащитных организаций, по 6 от каждого федерального округа. Зарплата членам Общественной палаты не полагается, государство будет компенсировать только расходы на дорогу и проживание в гостинице для иногородних членов палаты. В формировании Общественной палаты смогут принять участие представители только тех организаций, которые существуют не меньше года. Членами Общественной палаты не смогут быть госслужащие и депутаты всех уровней. Срок ее работы определен в 2 года, формирование первой Общественной палаты начнется с 1 июля, а первое заседание пройдет в начале января 2006 года.

Депутаты рассмотрели более 300 поправок к закону. Среди прочего предлагалось разрешить политическим партиям участвовать в работе Общественной палаты, включить в число функций палаты расследование действий или бездействия властей, ограничить пребывание в Общественной палате двумя сроками и запретить принимать в нее ранее судимых. Однако в окончательный текст закона попали только поправки технического характера. Например, уточнение, что Общественная палата проводит экспертизу не нормативных актов вообще, а нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Экспертные заключения Общественной палаты по законопроектам имеют исключительно рекомендательный характер, то есть ничто не помешает депутатам принять закон, даже если Общественная палата выступит против. Более того, заключение Общественной палаты может и вовсе не дойти до депутатов, если они проголосуют за закон раньше, чем придет заключение, ждать которого они не обязаны. Как заявил на заседании Комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций председатель этого комитета Сергей Попов («Единая Россия»), «успеет Общественная палата подготовить заключение – хорошо, не успеет – это уже не проблема Государственной думы». Тем более что по скорости принятия законов нынешняя Госдума не знает равных. Так, федеральный конституционный закон «О референдуме» прошел через Госдуму за три недели, начиная от внесения и кончая голосованием в третьем чтении. А поправки о внеплановом повышении пенсий прошли за один день три чтения в Госдуме и уже вечером были одобрены Советом Федерации.

Лишь немногие правозащитники, как, например, директор Института прав человека Валентин Гефтер, расценили работу в Общественной палате как возможность участвовать в законотворческом процессе. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала Общественную палату «муляжом гражданского общества, таким же, каким сделали Совет Федерации, убрав из него реально действующих людей, Госдуму, депутатов которой выбирали усилием административного ресурса». Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев убежден, что целью создания Общественной палаты является «не поощрение развития независимого гражданского общества, а его разложение и подчинение».

Не испытывают оптимизма по поводу создания Общественной палаты и простые граждане. По данным Фонда «Общественное мнение», лишь 28% россиян что-то знают или слышали об Общественной палате. И лишь 12% имеют представление о том, чем Общественная палата будет заниматься.

По мнению политолога Бориса Кагарлицкого, новую инициативу президента ожидает судьба общественных организаций в советское время. «Пока декорации будут нужны, они будут существовать. Но это не значит, что они будут работать», – сообщил он «НИ». Для власти Общественная палата будет служить имитацией гражданского общества. А настоящее гражданское общество, по его словам, «будет жить своей жизнью, и замена его Общественной палатой совершенно не адекватна».




Правозащитники предсказывают Общественной палате судьбу Совета Федерации и ОРТ

"