Posted 15 марта 2004,, 21:00

Published 15 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Психология рабов

Психология рабов

15 марта 2004, 21:00
Владимир Путин, как и предполагалось, в выборной гонке пришел к финишу первым с огромным отрывом от преследователей. Его оппоненты отнеслись к итогам борьбы за сердца избирателей по-разному. Сергей Глазьев обвиняет власть в плутовстве, Ирина Хакамада собирается «ломать рабскую психологию». А Николай Харитонов готов к с

Вчера председатель Центризбиркома г-н Вешняков продолжал оглашать результаты голосования на президентских выборах. На момент его последнего выступления было обработано порядка 99,2% от всех бюллетеней. За Владимира Путина от этого числа избирателей проголосовали 71,2% (48 млн. 918 тыс. 513 человек). «Таким образом, Владимир Владимирович Путин избран президентом Российской Федерации», – доложил журналистам главный российский «счетовод».

За Николая Харитонова проголосовали 13,7% избирателей (9 млн. 439 тыс. 948 человек), за Сергея Глазьева – 4,1% (2 млн. 826 тыс. 219 человек), за Ирину Хакамаду – 3,9% (2 млн. 644 тыс. 133 человека), за Олега Малышкина – 2,0% (1 млн. 393 тыс. 940 человек, за Сергея Миронова – 0,8% (518 тыс. 834 человека).

Кандидату «Против всех» отдали предпочтение 3,5% (более 2 млн. 377 тыс.)

Президент Путин за период после предыдущих выборов, по мнению социологов, прибавил в «электоральном весе». Другой вопрос, за счет чего. «Если на президентских выборах 2000 года Владимир Путин в реальном пересчете сумел заручиться поддержкой 36% зарегистрированных избирателей, то на нынешних этот показатель возрос до 42%», – заявил «НИ» руководитель независимого Аналитического центра Юрий Левада. Правда, рост этот г-н Левада объяснил «распоясавшимся» административным ресурсом. Социолог заметил: «Более половины избирателей отказались сделать безальтернативный выбор. Поэтому разговоры о поразительном единодушии и всеобщем восторге – пустая болтовня». В то же время г-н Левада подчеркнул: «Всякая болезнь сильна последствиями. Не похоже, что в ближайшие годы нас ожидает стабильность и благополучие».

Экс-председатель Центризбиркома Александр Иванченко отметил в разговоре с корреспондентом «НИ», что «в избирательной системе, как и в экономике, должно происходить снижение государственного влияния на ход демократических процедур. У нас же, как при застое, система дает те цифры, которые выгодны. И это происходит на фоне дисбаланса политических сил и неуправляемости административной машины».

Г-н Вешняков вчера, общаясь с журналистами, о попытках теперь уже бывших кандидатов в президенты организовать параллельный подсчет голосов отозвался более чем скептически. «Это вызвало у меня усмешку», – признался председатель ЦИК. И действительно, осознав, что «плетью обуха не перешибешь», проигравшие отнеслись к собственной затее без энтузиазма. Организовав проведение альтернативного подсчета в Московском Доме журналистов, претенденты на высшую должность (Сергей Глазьев, Ирина Хакамада и Николай Харитонов) некоторое время пытались сверять альтернативные данные с официальными, но, обнаружив, что в первом приближении расхождения не слишком велики, утратили к процессу всякий интерес.

Конкуренты кандидата №1 к его победе были, разумеется, готовы. Поэтому особого потрясения никто из них вчера не пережил. За исключением, возможно, только Сергея Глазьева. «Очень сложно оценить его эмоциональное состояние, потому что он, пожалуй, единственный, кто искренне верил в возможность второго тура выборов, – поделился с «НИ» своими наблюдениями один из помощников экс-претендента на высший пост. – Фактически Глазьев пошел ва-банк, когда пренебрег разборками во фракции «Родина» и полностью ушел в президентскую кампанию». Руководитель выборной кампании г-на Глазьева Яна Дубейковская в свою очередь отметила: «Глазьеву следовало более реалистично подходить к себе и всему процессу. Теперь с ним должны произойти важные психологические трансформации, полезные для новых проектов».

Сам же нереалистичный олигархоборец заявил «НИ»: «Своим участием в голосовании я предупредил людей, что будет, если доверие будет оказано нынешнему плутовскому курсу. А я боролся не за кресло, не за предмет мебели, а за изменение подхода власти к собственному населению».

Ирина Хакамада в отличие от своего коллеги выглядела вчера вполне удовлетворенной. «Я рассчитывала набрать от силы 2%, а получила почти 4%, – заявила «НИ» Ирина Муцуовна. – И теперь эта база будет мною использована для создания партии, которая сломает рабскую психологию». Г-жа Хакамада планирует «объединить бизнес и социальную сферу в один программный проект». И авторитетно заявляет: «Демократия – не только для богатых». Впрочем, прежде чем приступить к реализации амбициозных планов, женщина-самурай собирается отдохнуть. «Куда-то надо уехать, причем из России, а потом вернуться и с новыми силами начать работать», – устало призналась г-жа Хакамада.

Коммунистический кандидат Николай Харитонов тоже сразу же сообщил «НИ»: «Устал. Сначала 3 месяца думской кампании, сейчас 2 месяца президентской. Поеду, отосплюсь». Говоря о своих дальнейших намерениях, г-н Харитонов заявил, что готов к сотрудничеству с властью. «Путин Владимир Владимирович сейчас должен изучить мою программу и даже программу остальных кандидатов. Это ведь 20% населения, с которыми тоже нужно считаться», – заметил он. И тут же сообщил, что, по его мнению, «бермудский треугольник» – Кудрин-Греф-Христенко – не имеет права курировать самые доходные министерства». Видимо, эту мысль он и собирается донести до президента, как наказ собственных избирателей.

"