Posted 16 января 2021, 07:16

Published 16 января 2021, 07:16

Modified 7 марта, 14:20

Updated 7 марта, 14:20

Высотки вместо гор: у Минеральных вод хотят отобрать особый охранный статус

16 января 2021, 07:16
Послабление природоохранного законодательства губительно скажется на южных курортах России. Одновременно с недавно принятым законом о приватизации национальных парков в недрах Минэкономразвития родился план по «преображению» Кавказских Минеральных Вод. У главной здравницы России хотят отобрать особый охранный статус.

Юлия Сунцова

Изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты были спешно приняты в канун нового года. Председатель комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров ссылается на конституционные права граждан, объясняя нужду в поправках. Особый статус природных территорий и режим их охраны, по его словам, не позволяли проживающим в границах нацпарков гражданам разводить там огороды, а местному самоуправлению - реализовать программы по социально-экономической поддержке населения - строить детсады, школы, больницы и т.д.

Экологи и специалисты уже раскритиковали обновленный закон - аргументы о социальных гарантиях граждан, по их мнению, вызывают сомнения. Куда весомее выглядят возможные негативные последствия.

В России 63 национальных парка, и только в составе 27 из них находится 923 населенных пункта, на которые распространяются новые правила. Так вот в них проживает всего 370 тысяч человек. Уж проблемы с соцобъектами для такого количества людей можно решить без принятия общефедерального закона, отмечают юристы. К примеру, индивидуальное строительство и разбитие огородов в населенных пунктах в пределах особо охраняемых природных территорий до сих пор было вполне возможно и на условиях аренды. Печальным итогом новшеств может стать безвозвратное отчуждение заповедных земель в пользу частных лиц и последующая строительная вакханалия. Возводить новые объекты можно будет здесь без прохождения государственной экологической экспертизы.

Перерисовать границы нацпарков как раз десятилетиями мечтают частные владельцы золотого месторождения "Чудное" в охраняемом ЮНЕСКО нацпарке «Югыд Ва» в Коми, промышленники, претендующие на шихан Куштау в Башкирии и Ясную поляну в Кемерово и др.

140 га на заповедной территории «Лосиного острова» в проектах постановлений Минприроды уже давно фигурируют как дублер Щелковского шоссе и торговый центр, на строительстве которых планируется освоение 37-45 млрд рублей.

С послаблением природоохранного законодательства усилятся атаки и на курортные зоны России, полагают эксперты.

Тревожные сигналы приходят со Ставрополья. Курорты Кавказских Минеральных Вод – единственный в стране регион с особо охраняемым эколого-курортным статусом. Прежде они были защищены по сути двойной нормативно-правовой базой: требованиями к Особо охраняемым природным территориям и к Зонам с особыми условиями использования территорий.

- Начались подвижки к отмене особого статуса Кавказских Минеральных Вод. Такое решение не только уничтожит уникальные курорты, но и даст региональным властям возможность пилить регион по кускам, отдавая самое лакомое приближенным коммерсантам под самые уродливые стройки. И без того сколько было скандальных попыток вывести федеральные земли решением губернатора. Но до сих пор суды вставали на сторону граждан. Тот зеленый свет, который дали на уничтожение особо охраняемых природных территорий, загорается и на уничтожение крупнейших здравниц России, - считает жительница Пятигорска, активист по защите городов-курортов Кавминвод Екатерина Шевченко.

В декабре 2020 года на Портале проектов НПА - официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru действительно появился проект отмены указа Президента РФ №309 от 27.03.1992г. - о придании району Кавказских Минеральных Вод статуса особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.

Проект нового положения по Кавказским Минеральным Водам, в общем - результат и следствие попыток ослабления законодательства на территориях, имеющих ограничительный режим, которые беспрестанно предпринимались весь прошлый год, комментирует руководитель по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин.

В июне 2020 года был принят закон, отменяющий экологическую экспертизу строительства объектов на всех особо охраняемых природных территориях в регионах и для объектов магистральной инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях федерального значения (правда, в последнем случае до конца 2024 года). 31 декабря утвержден новый перечень видов деятельности на Байкальской природной территории, который фактически означает снятие запрета на строительство в нетронутых природных территориях в этой зоне.

- Действия властей Ставропольского края весь позапрошлый и прошлый годы годы в этом смысле уже опережали сегодняшние тенденции. Части земель пытались передать под различные коммерческие проекты. Множество участков из ООПТ уже втянуты в судебные процессы. И где-то вывод земель удается отменить в суде, но существенное количество площадей региональных ООПТ сокращено. Горы Машук, Змейка, Бештаугорский заказник уже исключены из заказников. Конечно, Ставропольские власти в отношении Кавминвод будут заинтересованы и в ослаблении режима санитарной охраны округа, будут добиваться, чтобы самый строгий первый округ был сокращен, - говорит Крейндлин.

Согласно выводам независимого исследования ученых филиала Русского географического общества Северо-Кавказского федерального университета, Пятигорск и Кисловодск ещё в 2016 году подошли к порогу экологической катастрофы. К критической отметке приближались Ессентуки и Железноводск.

- Всего два года назад при въезде в город-курорт Пятигорск были видны Кавказский хребет и самая высокая гора в Европе – Эльбрус. Сегодня панораму, которой бы позавидовал весь мир, сменил 36-метровый торговый центр с эстетикой гаража или склада. Таковы приоритеты нынешних «отцов города», идущих на поводу у временщиков из бизнеса. Местное самоуправление – всё еще в основной своей массе – выходцы из девяностых и экология для них – пустой звук. Заповедные территории продаются направо и налево, документальная база насилуется и выворачивается под застройщика. Новые тенденции законотворчества, когда ответственность за особо охраняемые природные территории переносится с федерального уровня на регионы и муниципалитеты – губительны. В истории кавказских курортов это прецедент за все 200 лет. Не нужен властям уникальный регион. Не нужен им медицинский туризм и оздоровление граждан, - подчеркивает Екатерина Шевченко.

- Сокращаются охраняемые природные территории, эти участки с легкостью отдаются под строительство объектов элитной недвижимости, в том числе для первых лиц государства, уничтожаются памятники природы, - комментирует эколог, председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков. - Ослабление статусов природных территорий сейчас в принципе форсировалось по всей стране. Допускается изменение границ заповедных территорий, под видом благоустройства рекреационных объектов на местах строится жилье. На особо охраняемые природные территории удаленные - Север, Заполярье такой охоты же нет. А вот Юг в этом смысле, конечно, страдает критически. На карте деэкологизации он - центр России...

Подпишитесь