Posted 15 января 2008,, 21:00

Published 15 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:19

Updated 8 марта, 08:19

Чудотворная Юлия

Чудотворная Юлия

15 января 2008, 21:00
Чудотворная Юлия

Второе пришествие на премьерский пост самого популярного украинского политика, чей образ народным сознанием почти сакрализирован, сопровождается, как и положено, чудом. Чудо явлено в виде возвращения населению обесцененных вкладов Сбербанка СССР. Юлия Тимошенко оповестила, что «твердо намерена выполнить все обязательства перед людьми и вернуть им обесцененные сбережения». Ощадбанку для этой цели из украинской казны выделено 5 млрд. 760 млн. гривен.

Возвращению вкладов, как и всякому чуду, сопутствует массовый психоз: занимание очереди с ночи, давки у дверей банковских отделений, жертвы среди населения (двое пожилых людей при штурме кассовой амбразуры скончались от разрыва сердца). Противники премьера щедры на комментарии. Депутат от Партии регионов Анна Герман заявила: «Непродуманная акция, неподготовленность банков, недостаток реальных денег и поспешность, с которой Юлия Тимошенко решила продемонстрировать свои способности творить экономическое чудо – это общественно опасные эксперименты». А Партия вольных демократов назвала кампанию по возвращению обесцененных вкладов «популистской аферой правительства».

Тем не менее дело сделано. Чем бы ни завершилась эта кампания, что бы дальше ни происходило с украинской экономикой, благородный порыв Тимошенко народ не забудет. Ему и не дадут забыть – накануне будущих президентских выборов обязательно напомнят. А то, что Тимошенко готовится к борьбе за высший государственный пост, сомнений нет. Возвращение населению обесцененных вкладов – неотразимая заявка на президентство. Такая же, как и премьерское обещание отменить призыв в армию.

Между тем положение Тимошенко весьма неустойчиво. «Оранжевая» коалиция в парламенте, на которую опирается глава кабинета, может оказаться недолговечной. Да и шаткость всей властной конструкции, создаваемой сейчас на Украине, вполне очевидна. И более чем кому бы то ни было она очевидна ее создателям. Виктор Ющенко не от бескрайней веры в крепость своих союзнических уз с Юлией Тимошенко выдвинул ее в премьеры, а потому, что деваться было некуда: после досрочных парламентских выборов она снова в тройке главных лиц украинской политики. Максимум, что может сделать президент для возвращения себе важных рычагов управления (они были утрачены в результате конституционной реформы, проведенной в декабре 2004 года в безоглядном революционном порыве), это урезать полномочия премьера. Именно этим Ющенко ныне больше всего озабочен. Он намерен добиться от Рады принятия поправок в закон о кабинете министров, ограничивающих сферу компетентности правительства. Чтобы Тимошенко не имела тот же объем власти, каким обладал в пору своего премьерства Виктор Янукович. Месяц назад Тимошенко уверяла: как только стану премьером, добьюсь принятия предложенных президентом поправок. Но теперь у нее появились дела поважнее.

Это еще одно свойство украинской политики: никто никому не верит. Ющенко не верит Тимошенко, боится, что она отберет у него власть. И боится не зря. Он хлебнул уже этого опыта. В прошлой Раде правящая коалиция, нарастив численность, постепенно стала теснить президента на государственном поле. Она отняла у него полномочия в сфере обороны и внешней политики. Все чаще игнорировала президентское мнение при рассмотрении спорных вопросов. Наконец сообщила, что скоро расширит свои ряды до 300 депутатов. А это – конституционное большинство. При таком количестве голосов можно ставить вопрос о статусе русского языка, о формате отношений с Россией, о вступлении в НАТО и об импичменте президенту. Тем самым депутаты загнали президента в угол. И вынудили его на крайний шаг – распустить парламент. Вот поэтому Ющенко вновь опасается подвоха. Тимошенко же – та не верит вообще никому, даже своим соратникам; накануне избрания премьером она, помнится, пребывала в подозрениях, что в рядах «оранжевой» коалиции найдутся предатели, которые не станут голосовать за нее.

Чтобы вернуться в премьерский кабинет, где она однажды уже побывала на правах хозяина, Тимошенко сперва не хватило одного голоса. Причина возникшего дефицита поддержки отчасти была забавна: технический сбой в электронной системе подсчета голосов. Глупая техническая накладка едва не сыграла в политической судьбе Тимошенко роковую роль – как соломенная шляпка в известном водевиле. Хотя случившийся сбой был лишь по виду техническим. По сути же, он имел политическую природу. Коалиция, насчитывающая 228 мандатов (всего на два больше, чем требуется для численного перевеса), лишенная надежного резерва голосов, не защищена от всяческих напастей.

Происходящее сейчас на этажах украинской политики, конечно же, не сводится к непростым отношениям Ющенко с Тимошенко, столкновениям между парламентским большинством и меньшинством, практически равновесными. Настоящая причина постоянного политического напряжения на Украине заключена в системе власти, сложившейся здесь после 2004 года. Эта система разбалансирована. У нее нет надежных опор. Поэтому любые договоренности между политиками недолговечны и ничего не стоят. Пока не укрепятся государственные институты, не появятся нормально работающие механизмы управления, украинской системе власти гарантирован регулярный сбой. Даже при безупречно отлаженной электронике.

Автор – публицист, политический обозреватель

"