Posted 14 декабря 2014,, 21:00

Published 14 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Под присмотром

Под присмотром

14 декабря 2014, 21:00
Нижняя палата российского парламента приняла законопроект, вновь наделяющий прокуратуру правом контроля за соблюдением законности в следственных органах. Депутаты назвали законодательную инициативу «восстановлением справедливости». Однако эксперты в оценке новшества не столь однозначны: с одной стороны, возвращение про

Госдума в минувшую пятницу проголосовала в третьем чтении за поправки в закон «О прокуратуре РФ», распространяющий прокурорские функции контроля над соблюдением законов (так называемый общий надзор) на Следственный комитет России (СКР). Законопроект был внесен президентом в июле этого года.

Как заявил на пленарном заседании депутат от «Единой России» Александр Хинштейн, «этот закон восстанавливает справедливость, и функции общего надзора со стороны прокуратуры теперь будут осуществляться и в отношении Следственного комитета». В частности, прокурорский надзор будет вестись за соблюдением СКР и его территориальными органами требований Конституции, прав и свобод человека и гражданина в области трудового законодательства, законодательства о федеральной государственной службе, о противодействии коррупции, об обороте оружия и прочее.

Надо сказать, за такое «восстановление справедливости» Хинштейн и сам выступает уже не первый год. В 2012 году он был одним из авторов аналогичного законопроекта о надзоре прокуратуры над СКР. «Принятие законопроекта позволит... повысить эффективность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности должностных лиц СКР, не связанной с осуществлением предварительного расследования», – отмечалось в пояснительной записке к прошлому законопроекту, который, впрочем, так и не был рассмотрен.

Напомним, что Следственный комитет был образован в 2007 году в составе прокуратуры, однако в 2011 году указом президента Дмитрия Медведева он стал независимым органом. С тех пор и длится противостояние этих двух структур, которое достигло апогея во время расследования так называемого «игорного дела». Тогда СКР возбудил уголовные дела против высокопоставленных сотрудников подмосковной прокуратуры, однако Генпрокуратура обвинительное заключение отказалась согласовать. В результате уголовное дело со временем фактически развалилось.

В июне заместитель генпрокурора Виктор Гринь предлагал сделать обязательным исполнение следователями требований прокурора, а глава СКР Александр Бастрыкин, в свою очередь, ранее замечал, что функции следствия и гособвинения должны быть разделены, и следствие должно быть независимо, в том числе и от прокуратуры. Правда, г-н Бастрыкин все же признавал необходимость «совместной эффективной работы следователя и прокурора в пределах их полномочий».

«Под общим надзором прокуратуры имеется в виду соблюдение законодательства, например, трудового. А сейчас получается, что прокуратура надзирает за соблюдением законодательства во всех организациях, но почему-то за исключением СКР. Считаю это странным и нелогичным. Поэтому я ничего плохого в возвращении надзора не вижу», – сказал «НИ» адвокат, бывший следователь по особо важным делам Вадим Кобзев.

Более того, заметил собеседник «НИ», это может пойти на пользу самим сотрудникам следственных органов. «Например, при нарушении трудовых прав следователь СКР даже не мог обратиться в прокуратуру, чтобы защитить эти права. Теперь он сможет это сделать», – предположил юрист.

Юрист, профессор НИУ ВШЭ Елена Лукьянова, напротив, ничего положительного в новом законе не видит. «Я рассматриваю его только как драку между двумя инстанциями, в которой все уже завязли. И в результате ни к прокуратуре, ни к следствию доверия нет», – сказала она «НИ».

"