Posted 14 декабря 2004,, 21:00

Published 14 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Глеб Павловский

Глеб Павловский

14 декабря 2004, 21:00
«Народ и его авангард должны учредить новое государство»

– Глеб Олегович, вы выступаете не только за внесение корректировок в Конституцию, но и за принятие нового Основного закона страны. Обоснуйте свою позицию.

– Да, такова моя точка зрения. Но, бесспорно, принятие новой Конституции не является вопросом ближайших недель. Дело в том, что Россия уже прошла фазу учреждения нового государства. Этот переход проходил в несколько этапов. Сначала был этап суверенной РСФСР в составе СССР. Он длился до Беловежского соглашения. Потом отсчет времени пошел до принятия Конституции в 1993 году. Она оказалась неконсенсусна. Висит проблема системы государственных институтов, что чревато провалом самого государства. Народ и его авангард наконец должны учредить новое государство как осознанно новое или возвратиться к прежней России: той, которая сохраняла бы преемственность с системой, существовавшей в СССР, или той, которая эту систему упразднила.

– И чего же конкретно не хватает нынешнему Основному закону?

– Сейчас меняется система выборов, трансформируется роль законодательных собраний в регионах. А правовой основы для всех этих преобразований нет. Но есть и более фундаментальные вопросы. Посмотрите, даже такое модное в последние годы понятие, как «нация», не соответствует определению народа в Конституции.

– А что вы думаете по поводу неравноценности статуса российских регионов?

– Необходимо выравнять регионы по статусу, но расширить возможности для автономной местной жизни. Нельзя, конечно, Татарстан из национальной республики сделать рядовым субъектом Российской Федерации. Во всяком случае, пока не будет дано четкое определение того, кто такие татары. Опять же мы сталкиваемся с тем, что эти проблемы не могут быть решены путем внесения косметических правок в нынешнюю Конституцию.

– Кроме того, вы ведете речь о дальнейшем укреплении президентской власти?

– Никакого намеренного укрепления, о котором вы говорите, я не вижу. Просто набор импровизированных политических корректив, вносимых сегодня, как раз складывается в такую систему, в нечто целое.

– Сегодня нередко раздаются голоса, что необходимость в столь сильной президентской власти отпадет, когда в регионах сформируются полноценные партии. Логика здесь такова: мера по назначению губернаторов сверху временна, в дальнейшем лидеры прошедших в законодательные собрания регионов партий смогут оспаривать и лидерство в исполнительной власти субъекта РФ.

– Теоретически такое возможно. Но почему это должно произойти, я не понимаю. Если такие планы озвучиваются, тогда нужно и действовать в этом направлении. Зачем тогда повышать необходимую численность партии до 50 тыс. человек? Сильные партии не определяются количественными показателями. Если бы это было так, то «Единая Россия» уже взяла бы все возможные места в органах власти.

– Вашу позицию относительно Конституции кто-то из политических практиков поддерживает?

– Я высказал точку зрения, я ее пока не обсуждал.

"