Posted 14 ноября 2006,, 21:00

Published 14 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Уличный ресурс

Уличный ресурс

14 ноября 2006, 21:00
Уличный ресурс

На днях «Другая Россия» приняла решение провести в Москве антикремлевский марш. Число его участников объявлено – не менее 5 тысяч человек. «Мы давно планировали перейти к массовым акциям, это было одной из целей «Другой России», – заявил лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов. Не сумев объединить демократов, бывший премьер теперь пытается расширить спектр политических сил, способных оказать ему поддержку. В рамках форума «Другая Россия» недавно создано «Политическое совещание». Помимо самого Касьянова, в него вошли Виктор Анпилов («Трудовая Россия»), Гарри Каспаров (Объединенный гражданский фронт), Владимир Рыжков (Республиканская партия), Эдуард Лимонов (НБП) и Сергей Глазьев (движение «За достойную жизнь»). Этот орган призван выработать общую политическую платформу, которая впоследствии станет программой для единого кандидата от оппозиции.

Что ж, сочинить подобный меморандум не составит большого труда. Но в одном лишь случае – если заведомо исключить из него все спорные вопросы и оставить бесспорные. К последним относится защита демократических институтов – свободы слова, парламентаризма, независимого правосудия, общественного контроля над бюрократией. Но как примирить провозглашенный лидером ОГФ Гарри Каспаровым курс на «демонтаж путинского режима» с не столь радикальной позицией движения «За достойную жизнь»? Кто-то счел бы за благо вообще тут промолчать, не декларировать согласованную точку зрения. Но тотчас последует чей-нибудь возмущенный возглас: «Нет, позвольте, это вопрос принципиальный!» Обсуждение «принципиального вопроса» (а подобных вопросов немало) может закончиться хлопаньем дверью. Все это мы уже видели, и не раз.

Короче, объединенной оппозиции пока нет, а сколотить хотя бы предвыборную коалицию с недавних пор закон не позволяет. Остается одно – обратиться к уличным формам протеста. Эх, ведь были же времена! Самый конец 80-х, угар перестройки... 700-тысячный митинг на Садовом кольце, 200 тысяч – на Манежной площади, людское море в Лужниках... Вот из этого ора, площадной митинговщины вышли российские демократы первой волны. Созданная из них «ДемРоссия» на выборах 1990 года провела своих кандидатов в Верховный Совет РСФСР, где их было в ту пору более трети, и в Моссовет, где они, сильно потеснив коммунистов, оккупировали половину мест. Ни одна российская партия, ни одно политическое движение, включая и самих тогдашних триумфаторов, подобного успеха после не знавали.

Но чем отличаются демократические вожди конца 80-х от нынешних претендентов на эту роль? Тем, что лидеров эпохи раннего Ельцина вынесло на поверхность общественной волной, ее девятым валом. Не они будили улицу, а улица – их. Это бурлящие Лужники и Манеж отбирали кадры для «демонтажа режима», а не кабинетные витии старались взять себе в союзники митингующий люд. Впрочем, то было встречное движение, и кто кого вызывал на подмогу, нет смысла разбираться. Был общественный спрос – было и предложение. Тогдашние демократы – дети митинга. Сегодняшние – пытаются стать его родителями. Этим принципиально разнятся Межрегиональная депутатская группа-1989 и «Комитет-2008».

Велики ли ныне ресурсы улицы? Да так себе. Почти сошли на нет самостийные проявления недовольства. Многотысячные выступления против отмены льгот – единственный пример митинговой стихии. Согласно последним опросам, 82 процента российских граждан не собираются участвовать ни в каких акциях протеста. Почти половина опрошенных считают, что подобные акции приносят только вред. А на вопрос, какие общественные или политические организации могли бы устроить массовую акцию, способную привлечь население к ее участию, 7 процентов назвали КПРФ, прочим партиям достались цифры, стремящиеся к нулю. При этом 37 процентов респондентов полагают, что количество массовых выступлений в ближайшее время останется на прежнем уровне, а 28 процентов уверены, что оно пойдет на спад.

Отсутствие тяги к подобным мероприятиям объясняется не только тем, что лозунги коммунистической оппозиции изрядно пожухли, а лозунги демократической мало кого вдохновляют. Дело еще и в другом. Народ понимает, что Путин и все, что с ним связано, – это надолго, и ,значит, надо приспосабливаться к режиму, нравится он или нет. Кроме того, лояльность к власти сегодня – свидетельство политической респектабельности, встроенности в систему. Тогда как любые наскоки на власть – верный знак маргинальности, путь на обочину. Раньше других это поняла политическая элита. Но по-своему этим прониклось и население.

Если объединенные оппозиционеры станут вербовать себе в союзницы улицу, им придется набраться большого терпения. И еще не факт, что на этом пути их ждет успех. Улица как символ массового сопротивления не может быть политическим проектом. А протестные настроения не поддаются кабинетному конструированию.



Автор – публицист, политический обозреватель «Российской газеты»

"