Posted 14 сентября 2004,, 20:00

Published 14 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

На военные рельсы

На военные рельсы

14 сентября 2004, 20:00
Секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов заявил о разработке мобилизационного плана по борьбе с террористической угрозой. Есть разные мнения о том, что означает термин «мобилизация». Одни эксперты считают, что новая инициатива Совбеза это проявление «психоза» власти, другие называют ее своевременной и необход

На самом деле ничего сенсационного в словах секретаря Совета безопасности Игоря Иванова, координирующего действия силовых служб, нет. Мобилизационные планы наряду с планами на будущие пятилетки в Советском Союзе разрабатывались постоянно. Однако тогда они носили предупредительный характер – на случай возможной военной угрозы со стороны других держав. «По мобилизационному плану экономика моментально переходила на военные рельсы, то есть на производство вооружения и техники. Проверялись склады с провиантом, а население страны, независимо от возраста, подлежало призыву», – напомнил «НИ» член Комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин. По его словам, сейчас речь не идет о военной агрессии извне, а, значит, мобилизационные планы Совбеза «вызваны массовым психозом в руководстве страны, а не реальной борьбой с террористами и группами, их финансирующими». Как считает депутат, «если г-н Иванов располагает реальными данными о том, что против России готовится военная агрессия, то его, безусловно, надо поддержать». «А если таких данных нет, то к чему паниковать», – полагает он.

Однако, по словам источника «НИ» в МВД, власть в данном случае руководствуется совсем другими мотивами. Дело в том, что в планах советской мобилизации такое понятие, как «терроризм», вообще отсутствовало. «А коль скоро России объявлена террористическая война, то соответственно план мобилизации необходимо переделать под терроризм», – считает информированный источник.

Однако, для того чтобы его можно было реализовать, государству придется серьезно пересмотреть законодательство. Об этом, кстати, сказал сам г-н Иванов. «Потребуется внесение корректив в законодательную основу, – отметил секретарь Совбеза. – Это не кампания, не месячник повышения бдительности, а план, рассчитанный на длительную перспективу».

По информации «НИ», для этого Думе придется принять новую редакцию закона «О чрезвычайном положении». Как ожидается, она поступит на рассмотрение нижней палаты парламента в течение месяца. Логика нового варианта закона такова: в случае возникновения в конкретном российском регионе «оранжевой» угрозы, первый заместитель губернатора – офицер внутренних войск – фактически берет всю полноту власти в свои руки. Тем временем «хозяйственному» главе субъекта Федерации до завершения чрезвычайного положения придется просто наблюдать за процессом. Напомним, в нынешней редакции закона ничего не сказано о полномочиях и роли губернаторов в обеспечении безопасности граждан в случае военной или террористической угрозы.

Комментируя данные новации, заместитель председателя партии «Яблоко» Алексей Арбатов заявил «НИ»: «В узком смысле мобилизационный план означает начало разработки комплексных мер по подготовке населения к отражению террористических атак». Однако, считает специалист по обороне и безопасности, главная цель плана Совбеза – в централизации всех властных ресурсов и подчинении их Кремлю.

А депутат Илюхин осудил переделку закона «О чрезвычайном положении» под новый мобилизационный план. Он напомнил, что депутаты приняли его совсем недавно, и документ не нуждается в дополнениях. «В нем расписано все – от передвижения войск до правил проникновения в подозрительную квартиру, – заявил депутат. Если все это затевается исключительно ради юридического закрепления офицеров при губернаторах, то это полный маразм».

Впрочем, закон, регламентирующий поведение федеральной и исполнительной власти в момент наступления экстремальной ситуации, всего лишь часть общего законодательного массива, который предполагается пересмотреть. В понедельник, напомним, президент подписал указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом». Он предписывает ускорить процесс мобилизационной подготовки на федеральном уровне. Так, всего за две недели правительству нужно разработать предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на территории Северо-Кавказского региона. Что скрывается за этой размытой формулировкой, «НИ» объяснил Алексей Арбатов. По его словам, глава государства предложил всем подразделениям, работающим на Северном Кавказе, наконец, разобраться, кто и за что отвечает. «Бюрократия, состоящая из представителей экономических ведомств, секретных служб и силовых подразделений, показала, что сама отрегулировать свою работу она не может. Это значит, что взять на себя ответственность за организацию федеральной политики в этом регионе должен кто-то один», – заявил «НИ» г-н Арбатов.



Архитектурное излишество

Политическая реформа в России, объявленная на расширенном заседании правительства в понедельник, предполагает помимо «всеобщей мобилизации» создание нового органа гражданского контроля – Общественной палаты. Через палату, как предполагается, будут проходить все законопроекты, предназначенные для рассмотрения в парламенте. По задумке властей, создаваемый орган будет наделен функциями общественного контроля за деятельностью государственных лиц и органов власти, в том числе ее силовых подразделений. Предполагается, что общественная палата, когда ее создадут, должна стать автономной структурой, неподотчетной Госдуме и Совету Федерации. Кроме того, не исключено, что депутаты «народного парламента» будут располагать правом вмешиваться в дела администрации президента, Совета безопасности, правоохранительных органов. Иными словами, палата сможет задавать вопросы ответственным за борьбу с террористической угрозой. Впрочем, в какие сроки инициатива о «народном парламенте» будет оформлена в отдельный закон и как скоро его могут принять, пока остается загадкой. Эксперты, опрошенные «НИ», не смогли пролить на нее свет. Но зато рассказали о том, зачем нужен новый орган.

Руководитель группы Меркатор Дмитрий Орешкин считает, что в палату планируется делегировать достойных людей, которые «будут собираться на специальный совет, совещаться и соглашаться с властью». «Орган создается ради имитации представительства по аналогии с общественными организациями при ЦК. Тогда тоже комитет советских женщин как бы демонстрировал, что к мнению прекрасного пола власть тоже прислушивается», – заявил «НИ» г-н Орешкин. По его мнению, «общественная палата – это характерное архитектурное излишество авторитарной власти».

А независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин заметил «НИ», что, создавая такой орган, власть пытается компенсировать отмену народного представительства в Госдуме (ликвидация одномандатных округов. – Ред.). «Власть бросает кость демократической общественности, показывая Западу, что с гражданским обществом у нас все в порядке, – считает депутат. – А между тем в нормальных странах функции общественной палаты и по форме и по содержанию исполняет обычный парламент». Ради имитации демократии, по словам Виктора Похмелкина, в палату пригласят ярчайших представителей внепарламентской оппозиции и правозащитников.

Сергей ТКАЧУК

"