Posted 14 сентября 2003,, 20:00

Published 14 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Регионы России: евразийский вектор

14 сентября 2003, 20:00
На губернаторских выборах побеждают сторонники Евразийской партии–Союза патриотов России Павла Бородина

Вчера состоялся 3-й съезд Евразийской партии. На нем было принято решение о создании блока из трех партий, в который кроме евразийцев войдут Партия мира и Гражданская Партия. Кто возглавит список – вопрос открытый. Не исключено, что его возглавит госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. Окончательное решение будет принято 16 сентября на объединительном съезде.

Когда я спросил в пресс-службе «Так что такое Евразийский союз?», один достаточно солидный, хотя и не представившийся ее сотрудник убежденно сказал: «Новая сила Великой России».

Чуть позже я увидел это пафосное определение в брошюрах, которые раздавались для делегатов, в листовках, которые лежали на столах, а главное, на ярком панно, которое украшало сцену президиума съезда Евразийской партии–Союза патриотов России.

Динамику съезда определило выступление лидера партии Павла Бородина, который предложил не набор красивых лозунгов, ставший уже привычным клише для партийных форумов, а конкретные программы экономического развития для регионов страны. И когда он начал перечислять их, складывалось впечатление, что выступает не лидер партии, а руководитель Госплана огромной страны. Здесь присутствовали и транспортный коридор, связывающий Европу и Азию, и крупные автогиганты на востоке страны, и программа занятости для миллионов россиян. Собственно, заявленная экономическая программа Бородина и вызвала наибольший интерес у участников съезда.

Как обнаружилось, привлекательной для регионов остается и сама идея евразийства. Сентябрьские итоги выборов глав исполнительной власти в субъектах РФ дают в этом смысле интересную пищу для размышлений.

В Карачаево-Черкесии действующий глава республики Владимир Семенов уступил президентский пост главе правления Национального банка республики Мустафе Батдыеву. И это при том, что большинство аналитиков склонялись к мнению, что Семенов сможет сохранить лидерство. Не получилось. Региональная специфика, конечно, сказалась на ходе избирательной кампании в республике. Но важно, что на этот раз избиратели не раскололись на два враждующих лагеря по национальному признаку.

Карачаево-черкесский исход – звонок и для федеральной власти, которая благословила массовый поход во власть людей в погонах. Народ, как выясняется, эмоционально готов поддержать вначале носителей идеологии сильной руки и порядка, но потом склоняется к мысли: хозяйственник-управленец, мыслящий экономическими категориями, все-таки лучше.

Итоги выборов в Омской области подтверждают этот вывод. Там действующий губернатор Леонид Полежаев не оставил никаких шансов капитану первого ранга Леониду Маевскому, которого поддерживали коммунисты. И победа губернатора Новгородской области Михаила Прусака не выбивается из общего избирательного контекста. Люди доверили в третий раз власть тому, кто может хозяйствовать. Причем Прусак выделяется из общего губернаторского ряда своей приверженностью патриотической идее и одновременно либеральным подходам в экономике. Справедливости ради отметим, подобное сочетание в России скорее исключение из правил, чем правило. К слову сказать, и президент России Владимир Путин определяет схожий же политический вектор – либерализм в экономике, патриотизм в политике.

Не исключением стала предвыборная ситуация и в Свердловской области. И хотя действующему губернатору Эдуарду Росселю придется доказывать свое право на власть во втором туре, его убедительный перевес в первом туре (46% голосов против 14% у основного соперника) дает основание утверждать, что и здесь крепкий хозяйственник возьмет верх над политиком. Тенденция очевидна – люди хотят предсказуемой, понятной власти, без рыка в голосе, но умеющей создать и подчинить своей воле дееспособную команду.

С партийной же точки зрения итоги выборов обнаружили сенсационный поворот. Всех четырех победителей региональных выборов поддерживала на выборах Евразийская партия–Союз патриотов России, которую возглавляет весьма яркая личность – госсекретарь Союзного государства Павел Бородин.

Евразийцы до сих пор не значились в лидерах избирательных предпочтений. Но именно востребованность евразийской идеи и создание развернутых региональных программ сотрудничества, предложенных партийными лидерами, сделали связи партии с различными регионами страны устойчивыми и взаимно полезными, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Именно евразийцы открыли новый политический год инициативой принять Хартию «Честные выборы». В феврале в «Президент-отеле» ее подписали 14 руководителей партий и движений, а в августе Центризбирком подхватил эстафету, и под Договором «Честные выборы-2003» на Общественно-политическом форуме, который прошел в Центральном выставочном зале «Манеж», поставили подписи уже более 40 партийных лидеров. Причем идею создания Наблюдательного совета за ходом выборов тоже первыми предложили евразийцы. Им же принадлежит и инициатива проведения референдума в Чечне.

А успех кандидатов Евразийской партии на выборах (тот же Прусак – член Наблюдательного совета ЕП–СПР) и вовсе вынуждает обратить на евразийцев, как политическую силу Великой России, более пристальное внимание.

Вообще новый век, судя по всему, востребовал основательно забытые концепции, причем рожденные в России. Евразийская идея – одна из них. В Наблюдательный совет Евразийской партии вошли такие известные теоретики, как Чингиз Айтматов и Олжас Сулейменов.

Первый президент Ингушетии Руслан Аушев считает, что именно евразийство может стать барьером на пути распространения терроризма. Губернатор Омской области Леонид Полежаев в ходе выборов утверждал, что поворот России в сторону Европы, безусловно, необходим, но без обращения к реформистскому опыту азиатских стран, которые сделали невиданные скачки в экономическом развитии, «нам трудно будет находить верные решения для подъема собственной экономики».

Таким образом, евразийская идея выступает как фактор взаимопонимания, предлагающий точки опоры (прежде всего мыслительные) для нахождения ответов на сложные геополитические и философские вопросы. В свое время мудрый голос Мартина Лютера Кинга сумел сблизить интересы представителей европейской и африканской расы в Америке. Белая Америка и черная Америка поняли друг друга. Пришел черед евразийского единения. Для миллионов россиян, которые волею судеб лишились исторической родины, эта идея звучит не как глас вопиющего в пустыне.

Евразийцы в качестве стратегической цели ставят задачу формирования общего экономического пространства с единой валютой, едиными таможенными и налоговыми правилами, общим транспортным коридором. Экономический союз предполагает и наличие общих управленческих институтов, в том числе и политических. Евразия в перспективе может стать продолжением Единой Европы. Понятно, что быстро такие прорывы не случаются. Но важно, что есть в России партийные силы, которые предлагают реальную программу действий.

В этом смысле успех кандидатов евразийцев на губернаторских выборах обнадеживает. Ибо любая идеология нуждается не только в теоретических проповедниках, разработчиках, но прежде всего в реальных руководителях, располагающих рычагами влияния. Такие политические фигуры на территории огромного российского пространства появляются. Отметим это как новое явление нашей бурной политической жизни.

"