Posted 15 августа 2021, 20:35
Published 15 августа 2021, 20:35
Modified 7 марта 2024, 13:36
Updated 7 марта 2024, 13:36
Анна Скудаева, Кострома
Заседание Костромского облизбиркома 15 августа началось с ЧП: в здании заклинило дверь, и сотни желающих не смогли попасть в помещение, где решалась судьба последнего самовыдвиженца.
Всего перед зданием избиркома собрались более 200 человек. Все они надеялись попасть на заседание комиссии с тем, чтобы лично подтвердить собственноручно поставленные подписи в поддержку предпринимателя и юриста, директора «Общественной приемной по правам человека в Костромской области» Михаила Долматова.
За время предвыборной кампании-2021 самовыдвиженец Долматов, поочередно входивший в 2005–2015 годах в состав областной и городской думы, собрал беспрецедентное для Костромы количество подписей — более 32 тысяч. Это вдвое больше, чем необходимо по закону для регистрации в качестве кандидата. Отобрав из общего количества 17 тысяч лучших автографов, команда Долматова сдала их на проверку в облизбирком.
Однако в комиссии заявили, что две тысячи автографов избирателей якобы не прошли проверку на подлинность: приглашенные графологи МВД посчитали, что процент «бракованных» подписей превышает предельно допустимый. На этом основании Долматову решили отказать — точно так же, как отказали накануне костромичу-самовыдвиженцу Владимиру Михайлову. Кандидаты Веденеев и Тихомиров необходимого числа подписей собрать не смогли, поэтому регистрации также не получили.
В итоге шанс пройти в бюллетень для голосования остался только у представителей партий.
Михаил Долматов заявил, что собрать 32 тысячи подписей ему оказалось на удивление легко, поскольку многие люди «уже не верят никакой партии — их предвыборные программы не исполняются, обещания нарушаются, принимаются антинародные законы».
«С точки зрения доверия людей, идти независимому беспартийному кандидату оказалось легче, но сложнее преодолеть административный барьер», — прокомментировал ситуацию политик.
В избиркоме отчасти с ним согласились, однако уточнили, что своей вины в происходящем не видят.
«Результат не предопределен, но для специалистов понятен. Если кто-то полагает, что наша избирательная комиссия каким-либо образом ангажирована — это право каждого. Но я бы этим лицам посоветовал посмотреть на нашу „кредитную историю“, ознакомиться с ней и найти в этой „кредитной истории“ какие-либо изъяны. Если кто-то эти изъяны найдет — Господь свидетель: я буду этому человеку крайне благодарен», — прокомментировал происходящее глава Костромского облизбиркома Михаил Барабанов.
Когда журналисты напомнили ему о скандале 2012 года, когда в результате якобы произошедшей в костромском избиркоме «коммунальной аварии» утонули и были «уничтожены» почти 5000 документов о выдаче избирателям открепительных удостоверений, Барабанов возразил, что он якобы «давно разъяснил» причины этого ЧП в своем интервью. Председатель комиссии выразил недовольство тем, что его интервью, опубликованное в «Вестнике избиркома», избиратели не видели и не читали. Барабанов также добавил, что решение комиссии о снятии с выборов недовольные кандидаты могут оспорить в ЦИК и в суде.
На заседании рабочей группы по проверке подписей штаб кандидата Долматова представил письменные возражения по заключениям почерковедов МВД, назвав их «абсурдными».
Михаил Долматов сообщил, что все сданные его штабом 43 папки по 100 подписей в каждой комиссия полицейских экспертов из семи человек умудрилась проверить с молниеносной скоростью — всего за один день.
«Одна строчка — 15 секунд. Это невозможно! Эта ситуация должна войти в историю избирательной кампании: из пяти подписей, имеющихся в подписном листе, эксперты в Костроме признали недействительными семь! Что за фокус? И таких нарушений много. На основании чего сделан вывод? И с такими данными избирком принимает решение о законности подписей», — возмутился Михаил Долматов.
Он напомнил, что накануне старта думской предвыборной гонки президент России Владимир Путин сказал: «Наша общая ответственность — провести эту избирательную кампанию так, чтобы ни у кого не возникло сомнений в ее легитимности».
«Когда же избирком проводит кампанию с такими ошибками, ляпами и безобразиями — это позорище и беспредел. Комиссии должно быть стыдно! Как они после этого будут в глаза людям смотреть?» — недоумевает Долматов.
Политик высказал предположение, что решение снимать с выборов независимых кандидатов власти региона приняли с тем, чтобы создать «максимально комфортные условия» кандидату от «партии власти», который бы «въехал в Госдуму по старым рельсам, без борьбы». Долматов назвал «беспрецедентным» число людей, пришедших в избирком для того, чтобы лично подтвердить перед членами избирательной комиссии свою подпись, уточнив, что «такого Кострома еще не видела».
«Меня очень волнует, что богатейшая Костромская область живет в нищете. Чтобы ситуация изменилась, нужна честная власть. Я поставила свою подпись за Долматова, поскольку считаю, что он человек честный и порядочный. Вообще я хочу, чтобы на выборы допустили как можно больше кандидатов. А уж кого люди выберут — это решится 19 сентября. Когда подписи собирали, то придирались к любой закорючке, чтобы все было идеально. Но когда я узнала, что подписи забракованы, закрались подозрения, что это сделано не просто так. Я считаю, что это сделано неправомерно, поэтому решила лично прийти в избирком и доказать, что моя подпись — настоящая», — рассказала журналистам пришедшая к зданию избиркома костромская пенсионерка Галина Семашко.
Однако ни ее, ни других избирателей на заседание комиссии не пустили. Исключение не сделали даже для беременной женщины, которая пришла на заседание лично и просила учесть ее подпись как действительную. В ходе споров с комиссией юристам кандидата удалось «отбить» 18 подписей. В итоге комиссия посчитала недействительными и недостоверными не 2015, а 1997 подписей. Оставшегося количества для регистрации оказалось недостаточно.
В ходе общения с журналистами Михаил Долматов заявил, что «исход этой комиссии предрешён».
«Вряд ли нам удастся сейчас зарегистрироваться. Но есть Центризбирком. Есть областной и Верховный Суд. Да, практика складывается зачастую не в пользу кандидатов. Но если ЦИК примет наши доводы — у нас есть шанс доказать, что подписи действительны. Я не оспариваю результаты голосования. Но выступаю за то, чтобы кандидатам были созданы равные возможности для участия в выборах. И чтобы чиновники проявляли уважение к мнению тех людей, которые поставили свои подписи в поддержку кандидатов», — резюмировал Михаил Долматов.