Posted 14 августа 2013,, 20:00

Published 14 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:43

Updated 8 марта, 04:43

По следу «болгарки»

По следу «болгарки»

14 августа 2013, 20:00
Вчера Мосгоризбирком принял жалобу кандидата в московские градоначальники Николая Левичева по факту обнаружения агитационных материалов в квартире сторонников другого кандидата в мэры – Алексея Навального. Обнаружение это произошло посредством распиливания железной двери квартиры в жилом доме на Чистопрудном бульваре.
Сюжет
Выборы

Накануне один из кандидатов в мэры столицы Николай Левичев неожиданно вознамерился решительно пресечь незаконное производство неких агитационных материалов на территории города его мэрской мечты. Что это были за агитки, кому из коллег-кандидатов они портили жизнь, г-н Левичев как бы даже не знал. Сначала его подозрение пало на кандидата от «Яблока» Сергея Митрохина, потом – на Алексея Навального от РПР-ПАРНАС.

Вся акция добычи и изъятия компромата задумывалась как увлекательный фильм-экшн: бравые полицейские ребята взламывают неоткрывающуюся железную дверь, врываются в квартиру и обнаруживают подпольную типографию, где в три смены трудятся нелегалы (первоначальная версия правоохранителей, участвовавших в «спецоперации», – выявление незаконных жильцов в одной из квартир в доме на Чистопрудном бульваре, 10).

Однако вместо захватывающей дух картины с героическим финалом получился, как водится, унылый сериал, который будет продолжаться еще столько, сколько пожелает продюсер. Конечно, в кино возможен любой сюжет и сценарий. Но в реальной жизни все же существуют свои, писанные парламентом законы. И возникает вопрос: а что, в России сотрудники полиции подчиняются не букве закона, а всего лишь пожеланиям отдельных депутатов?

По наводке депутата ГД Николая Левичева стражи правопорядка пытались вскрыть дверь квартиры, где якобы хранились незаконные листовки. При этом полицейские даже не вспомнили, что такие действия вообще-то должны проводиться по решению суда. Распиливание двери «болгаркой» в течение пяти часов под руководством кандидата в мэры выглядит хотя и по-киношному зрелищно, но все же как-то странновато. И почему один из кандидатов в столичные градоначальники считает позволительным для себя вламываться в жилье ответственных квартиросъемщиков с единственной целью – удовлетворить свое любопытство? Или потенциальный защитник прав и свобод москвичей даже не знает о конституционном праве на неприкосновенность жилища?

И еще. В таких операциях помимо полицейских не должны принимать участие все желающие из приглашенной массовки. Исключение только для понятых. Однако если речь идет о выборах в России, то возможны и другие варианты. Людей, находящихся в квартире в составе четырех человек (будь они хоть сторонниками Навального, хоть Папы Римского, неважно) забрали в участок за неповиновение полиции и вчера судили за административное нарушение. Но квартиру эти граждане снимали по официальному договору аренды, так почему они должны были беспрекословно открывать дверь непонятным людям, пришедшим с непонятными требованиями? Учитывая крайне криминогенную обстановку в Белокаменной, количество ряженых, которые ходят по квартирам, представляясь то социальными работниками, то сантехниками, а то и полицейскими, наши правоохранительные органы в пропагандистских фильмах правильно призывают граждан быть предельно бдительными и осторожными. А в этом сюжете речь с их стороны идет о неповиновении… законным требованиям стражей правопорядка. Каким из названных выше требований полиции вышло неподчинение, почему-то не уточняется.

«Конечно, это все незаконно, – прокомментировал инцидент «Новым Известиям» адвокат Николай Полозов. – Участие граждан в такого рода процессуальных действиях, когда происходит вскрытие квартир, возможно только в качестве понятых. Опять же, вскрытие квартиры должно происходить на основании либо судебного постановления, либо, как предусматривает УК, в неотложных случаях, когда нет возможности дожидаться решения суда. Здесь же по решению начальника отдела полиции производилось вскрытие в целях предотвращения совершаемого преступления. Условно говоря, если из квартиры доносятся крики «Режут! Убивают!» – тогда полицейские имеют право взламывать запоры. Во всех остальных случаях это произвол, самоуправство. В данном случае, насколько мне известно, у сотрудников полиции не было никаких законных оснований для взлома двери. Они оттуда изъяли какие-то материалы. И если говорить строго юридически, это квалифицируется как грабеж со взломом. Участие в этом одного из кандидатов на пост мэра, безусловно, его не красит, потому что, помогая сотрудникам полиции, он нарушал закон».

По словам юриста, вся эта история – политическая акция, а отнюдь не исполнение полицейского долга. И граждане, права которых были нарушены, те, кто находился в квартире, ее хозяева, чье имущество было повреждено, вправе обратиться с жалобами на неправомерные действия сотрудников полиции. По закону возможны санкции вплоть до возбуждения уголовных дел по факту неправомерных действий, не говоря уже о дисциплинарной ответственности.

По словам Георгия Албурова, сторонника Алексея Навального, агитационные листовки которого изъяли из квартиры, арендодатель и арендатор намерены обратиться в суд с жалобой на действия полиции. «Здесь очевидно нарушение закона, когда без санкции, без ордера вместе с какими-то людьми, будь они хоть депутаты Госдумы, хоть кто, врываются в квартиру, обшаривают ее, забирают все, что захотят оттуда, – заявил «НИ» Георгий Албуров. – Конечно, это беспредел. Что касается изъятых материалов, то изъяли абсолютно законный тираж, который ребята наравне с остальными волонтерами взяли в штабе. Любой человек может взять такие материалы. К тому же они сами печатали часть других материалов, но они к штабу не имеют никакого отношения. Эти тиражи тоже изъяли».

Пока же кандидат в столичные мэры Николай Левичев показательно передал все изъятые «вещдоки» в Мосгоризбирком. Каким способом добыты листовки ни для ведомства, ни для самого депутата неважно. Зато председатель московской городской избирательной комиссии Валентин Горбунов уже заявил, что правоохранительными органами будет дана полная оценка законности хранения этих материалов на «нехорошей квартире».

"