Posted 14 июля 2013,, 20:00

Published 14 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:00

Updated 8 марта, 05:00

Директор Amnesty International в РФ Сергей Никитин

Директор Amnesty International в РФ Сергей Никитин

14 июля 2013, 20:00
В том, что экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, вынужденно поселившийся в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево», получит в России убежище, сомнений почти не остается. Об этом говорит хотя бы набор правозащитников, которых изобличитель американского правительства якобы пригласил на пресс-конференцию в пятницу. В ней, в ч

– Расскажите о своих впечатлениях от встречи с Эдвардом Сноуденом, в самом существовании которого некоторые уже начали сомневаться.

– Было интересно встретиться с этим человеком, встреча продолжалась меньше часа, мы заслушали его выступление, потом была возможность задавать вопросы, и поскольку он объявил, что просит политического убежища в России, все вопросы вокруг этого и вращались. Его обращение было достаточно предсказуемым, поэтому большого удивления не было. Что касается перспектив, то они вполне положительные. Шансы на то, что он получит убежище, велики, об этом можно догадываться по характеру встречи, по тому, как быстро она была организована и кем. Судя по составу участников встречи – депутат Государственной думы, омбудсмен, два видных юриста и представители ведущих международных правозащитных организаций, это звучит как прелюдия к положительному решению со стороны российских властей. Наша организация будет продолжать поддерживать Сноудена, потому что, с нашей точки зрения, это человек, который использовал свое право на распространение информации, право на свободу высказываний. То, что он вскрыл очень серьезные нарушения прав человека со стороны американской администрации, заставляет нас внимательно следить за тем, что с ним будет дальше. Мы считаем, что ему должно быть предоставлено политическое убежище.

– Как это может повлиять на наши отношения с Соединенными Штатами?

– Очевидно уже сейчас, что власти США не очень довольны тем, что случилось. Свидетельством тому является телефонный разговор президентов двух стран. Я не берусь предсказывать, какая реакция может быть со стороны Соединенных Штатов, но со стороны Российской Федерации, с нашей точки зрения, шаг был правильным. Это та нечастая ситуация, когда правозащитная организация Amnesty International вполне согласна с решением российских властей. Хотя собственно решения еще нет, но я предполагаю, что оно будет положительным. Об этом говорит тот факт, что его не выдали американским властям сразу же. Вместе с тем надо помнить, что действия Эдварда Сноудена были направлены на защиту прав человека, в частности, свободу распространения информации и свободу высказывания. Но эта же проблема существует и в Российской Федерации. Российские власти должны впредь демонстрировать свою непредвзятость, и если они так относятся к человеку, который выступает в защиту прав человека в Соединенных Штатах, то таким же образом они должны относиться и к тем людям, которые вскрывают аналогичные недостатки в России. Есть некая ирония в том, что российские власти так трепетно отнеслись к Сноудену, который вскрывает нарушения прав человека со стороны американских властей. Всем известна неадекватная реакция со стороны российских властей в отношении российских правозащитных организаций и активистов: их называют агентами и всячески усложняют им жизнь.

– Не потому ли Сноуден просит у России именно временное убежище, опасаясь, что лояльность российских властей может быстро улетучиться?

– Мы можем только предполагать, что стоит за его ходом мысли. Но, действительно, из его выступления сложилось впечатление, что речь идет о неком временном пребывании в Российской Федерации. Он довольно ясно дал понять, что хотел бы посетить все четыре страны Латинской Америки, которым он очень благодарен за то, что они проявили заботу и согласились принять его. Не могу судить, какие соображения стоят за этим, может быть, он будет более комфортно себя чувствовать в Америке, хотя бы в Южной, а не в России. Но у меня сложилось мнение, что он не планирует здесь задержаться надолго.

– Насколько быстро, по-вашему, может разрешиться вопрос Эдварда Сноудена?

– Министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, чтобы он обратился в Федеральную миграционную службу, но думаю, будет какое-то ускорение процесса. Мы помним одного французского актера, которому известно, кто вручил паспорт, и процесс был фантастически быстрый, может быть, и здесь дела пойдут так же.

"