Posted 14 июня 2006,, 20:00

Published 14 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Плюс приватизация Первого канала

Плюс приватизация Первого канала

14 июня 2006, 20:00
Вчера международная неправительственная организация Freedom House представила доклад о результатах демократических реформ в постсоветских государствах. Россия по индексу развития демократии заняла 22-е место из 29, отстав только от четырех государств Средней Азии, Азербайджана и Белоруссии.

Доклад Freedom House касался 29 стран Восточной Европы и республик бывшего СССР. Некоторые государства сразу же после краха тоталитаризма в 1991 году пошли по пути построения демократии. Это Чехия, Словения, Словакия, Венгрия и прибалтийские республики бывшего СССР. Их индекс развития демократии находится в диапазоне от 1,75 до 2,25 (1 – высший балл, 7 – низший). Следом идет группа стран, которые некоторое время «находились в «серой зоне», представляющей собой нечто среднее между самодержавием и демократией», но затем в этих странах началась вторая волна демократизации, импульсом для которой послужили общественные выступления против фальсификации выборов. Это Сербия, Грузия, Украина. Индекс развития демократии в них находится в диапазоне от 3,7 до 4,8.

Россия принадлежит к третьей группе стран, которые двигаются в противоположном направлении. Индекс развития демократии в нашей стране снизился с 3,80 в 1997 году до 5,75 в 2006-м. По методике Freedom House индекс является средним арифметическим оценок, полученных страной по шести категориям – свобода выборов, развитие гражданского общества, независимые СМИ, демократия на национальном и на местном уровнях, независимость судов и пораженность страны коррупцией. Более недемократичными, чем Россия, на постсоветском пространстве являются лишь Туркмения (6,96), Узбекистан (6,82), Беларусь (6,71), а также Казахстан (6,39), Азербайджан и Таджикистан (по 5,93).

В докладе отмечено, что современная Россия остается гораздо более демократическим государством, чем был Советский Союз. Руководство страны «в отличие от коммунистов, фашистов и исламских экстремистов не выдвигает никакой идеологии или программы, альтернативной демократии». Выборы не отменены, массовых репрессий против политических противников нет, а в единичных случаях «используется закон, а не грубая сила». Однако, «хотя формальные институты демократии остаются, фактическое содержание в них демократии существенно уменьшилось». Так, «выборы стали менее конкурентными, а их результаты предсказуемы». За последние несколько лет «ослабла власть руководителей в регионах, независимых СМИ, делового сообщества, обеих палат парламента, премьер-министра и его правительства в противовес президентской администрации». Оппозиция, могущая позволить себе критиковать руководство страны, свелась к правозащитникам, «кучке журналистов в печатных СМИ», некоторым бывшим высокопоставленным чиновникам и отдельным депутатам Госдумы и региональных парламентов.

В свою очередь, возросла роль в управлении страной Федеральной службы безопасности. Также «большое влияние в российской власти приобрели группы, объединенные неформальными связями и не подотчетные народу», а суды, милиция и налоговая инспекция стали использоваться в политических целях. Взятие под полный контроль телевидения завершилось «покупкой телеканала REN TV приближенной к Кремлю компанией». Телевидение «используется для распространения государственной пропаганды и заменяет серьезное политическое обсуждение программами развлекательного характера», а «единственным «светлым пятном» является Интернет, предлагая пусть ограниченной аудитории альтернативные взгляды на сложные проблемы».

Freedom House утверждает, что «поворот России к автократии никоим образом не вытекает из российской истории и культуры», «так как та же самая история и культура предшествовала советской, а затем российской демократизации, начавшейся 20 лет назад». России рекомендуется восстановить прямые выборы губернаторов и членов Совета Федерации, отменить новый закон о выборах депутатов Госдумы, устанавливающий выборы только по партийным спискам и поднимающий проходной барьер с 5 до 7%, приватизировать Первый телеканал, а второй сделать общественно-правовым.

Вчера исполнительный директор Freedom House Дженнифер Виндзор заявила, что выборы 2007–2008 годов определят будущее страны, но признаков, что эти выборы будут свободными и чистыми, пока нет, а налицо лишь «концентрация власти в руках исполнительной ветви за счет ослабления других ветвей власти и маргинализация СМИ». Эксперт Freedom House по Восточной Европе Дэниел Киммедж добавил, что в России под прикрытием национализации происходит передел собственности и что это грозит усилением коррупции в отдельных сферах экономики, прежде всего в нефтегазовой отрасли.

"