Posted 14 июня 2004,, 20:00

Published 14 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Заграница нам поможет

14 июня 2004, 20:00
В конце минувшей недели в Москве чиновники, эксперты и ученые обсуждали приоритеты государственной национальной политики РФ. По мнению участников «круглого стола», для России куда большую опасность, нежели гипотетический тезис о вымирающей стране, представляет невнятная национальная и миграционная политика. За чрезмерн

Отправным пунктом разговора стали итоги Всероссийской переписи. О ее наиболее интересных «национальных» результатах собравшимся вкратце рассказала замначальника управления Федеральной службы по статистике Ольга Антонова. По данным переписи населения РФ, прошедшей в 2002 году, в России живет 145,2 млн. человек. Однако эта цифра уже успела устареть – по состоянию на 1 января 2004 года нас стало уже на миллион человек меньше. А всего с 1989 года население России сократилось на 10 млн. человек, и до 2015 года естественная убыль составит еще 10 млн. Но, по мнению Ольги Антоновой, нас могло бы быть гораздо меньше, если бы не миграция, ставшая «единственным источником восполнения численности РФ». С конца 80-х страну покинули 6 млн. россиян, а прибыли в нее 11 млн. мигрантов. Но в последние годы потоки приезжающих в страну сокращаются. По мнению Ольги Антоновой, виной этому стал новый закон о гражданстве РФ, носящий в большей степени заградительный характер.

В основном мигранты люди нам не чуждые, и 66,6% из них относятся к народам и этническим группам РФ. Причем более половины – русские. Среди некоренных народов России в последнее время вырос удельный вес армян, узбеков, молдаван, турок и корейцев. Мигранты в целом более образованны, чем россияне. Четвертая часть приезжих имеет высшее или неоконченное высшее образование. У коренных же россиян этот показатель составляет 19%. В ближайшие годы представители народов России, разбросанные по просторам СНГ, смогут дать своей метрополии 7 млн. человек. «После исчерпания этого потенциала мы можем рассчитывать только на страны Закавказья и Средней Азии. В более долгосрочной перспективе можно рассчитывать на Китай, в меньшей степени – на Индию и Афганистан». Как будет выглядеть в этой самой долгосрочной перспективе Россия, предполагать еще рано. Пока же русским языком владеет 98,2% населения РФ.

«Озвученные цифры звучат эффектно. Но все эти данные нужно спокойно анализировать», – уверен бывший министр РФ по делам национальностей Владимир Зорин. Кстати, после недавней административной реформы этот пост вообще упразднили, а соответствующие функции почему-то передали в ведение Минкульта. «У нас есть народы, численность которых, по данным последней переписи, значительно увеличилась, что требует новых ресурсов для удовлетворения культурных потребностей и изучения языка», – пояснил он. Другой бывший министр, директор института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков настроен более критично: да, население сокращается, но сосчитали-то не всех. По разным оценкам, «недоучет» населения составляет от 2 до 4 млн. человек.

Критики не чурается и начальник Департамента миграционного контроля и по вопросам убежища при МВД Владимир Волох. «К сожалению, ситуация такова, что в тот или иной период есть определенные перекосы в миграционной политике», – считает он. Миграционное законодательство, пожаловался чиновник, регулируется приблизительно 200 нормативными актами различного уровня. «Простой пример. В законе сказано, что гражданин, въезжающий из страны, у которой с Россией имеется соглашение о безвизовом въезде, регистрируется на 90 дней. Далее получается очень смешная картина. Человек уже получает право на трудовую деятельность, но через 90 суток он все равно вынужден выехать из РФ, чтобы тут же въехать обратно», – проиллюстрировал г-н Волох свою мысль о перекосах. Однако выявить непосредственных радетелей за дело спасительной для страны миграции в ходе разговора так и не удалось. Г-н Тишков выпытывал у г-на Волоха, входит ли все-таки обеспечение миграции в приоритетные задачи его департамента. «Безусловно входит», – заверил г-н Волох. «Прямо так и сформулировано?» – продолжил любопытничать экс-министр. «Формулировка более размытая», – вынужден был признаться сотрудник МВД. К четким формулировкам участники «круглого стола» так и не пришли.




В Санкт-Петербурге обсудили вопросы борьбы с ксенофобией

"