Posted 14 апреля 2014,, 20:00

Published 14 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

В замкнутом круге

14 апреля 2014, 20:00
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка посетил с кратковременным визитом Крым. Одним из поводов для этой служебной командировки, казалось бы, должно было стать разрешение необычной ситуации с крымскими узниками, отбывающими здесь заключение по решению украинских судов за преступления, совершенные теперь уже в другой стране

Все уголовные дела заключенных, находящихся в колониях Крыма, будут переквалифицироваться в соответствии с российским законодательством, заверил г-н Чайка. И добавил, что Генпрокуратура собирается предоставить крымским осужденным выбор: получить российское гражданство и остаться в Крыму либо отправиться отбывать наказание на Украину. К тем, кто получит российский паспорт, может быть применена и амнистия, которая была объявлена в стране в декабре прошлого года по случаю 20-летия Конституции РФ.

Правоведы недоумевают: каким образом генпрокурору удастся претворить запланированное в жизнь, если законы РФ не предусматривают такого поворота дел? Российские юристы и правозащитники сразу после присоединения Крыма заговорили о том, что вокруг заключенных, отбывающих наказание в тюрьмах полуострова, сложилась непростая правовая коллизия. На территории России мгновенно очутились люди, осужденные украинскими судами согласно украинскому законодательству.

Тем временем министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что его страна обратилась к европейскому комиссару по защите прав человека с целью поддержки своих заключенных в Крыму. Он добавил, что у России нет желания решать эту проблему. И тут же отметил, что Украина не рассматривает возможность принятия крымских арестантов на своей территории. Каким же тогда способом генпрокурор РФ «предоставит возможность» узникам полуострова отбывать наказание на Украине?

«Такой способ, действительно, отсутствует, – сказал «НИ» руководитель рабочей группы по защите прав заключенных при Госдуме Владимир Осечкин. – И как Генпрокуратура намерена переквалифицировать дела в соответствии с российским законодательством? Людей нельзя судить повторно. К тому же их надо прежде спросить: желают ли они пересмотра своих дел? Ведь их из колонии снова отвезут с СИЗО, где условия содержания хуже, станут возить туда-обратно: из тюрьмы на допрос, с допроса в тюрьму. И чем это завершится? Как я уже сказал, повторно судить нельзя, да и наши законы не позволяют пересматривать приговоры судов других стран».

Что касается нарушения прав осужденных украинским следствием, продолжает Осечкин, то наверняка 10–15% дел расследовались с нарушением законодательства Украины: «Но, опять же, по какому праву суды РФ будут их пересматривать? Теперь относительно амнистирования тех, кто получит российский паспорт. Да, многих из них необходимо амнистировать. Но снова проблема – в мире не было ситуаций, при которых суды одной страны амнистировали несколько тысяч осужденных другой страной. Чем станут руководствоваться наши суды, принимая решения о помиловании?»

С г-ном Осечкиным солидарен доктор юридических наук Игорь Трунов: прокуроры и судьи РФ не имеют права производить даже малейших действий с крымскими узниками. «Единственный выход – отправить их в Украину, – прокомментировал «НИ» ситуацию юрист. – Поскольку Украина не желает принимать своих заключенных, то нашей Генпрокуратуре следует обратиться в Конституционный суд за разъяснениями: как быть? Но и судьи КС, думаю, затруднятся с ответом. В мире, и вправду, не было подобных прецедентов».

«Да, любые вынесенные российскими структурами решения нарушат ту или иную правовую норму, – подтверждает правозащитник Осечкин. – Но какой-то выход из «замкнутого круга» необходимо отыскать. Все крымские осужденные сидят незаконно, поскольку на территории РФ преступлений не совершали. И вот парадокс: их нельзя там держать и отпустить невозможно, поскольку среди них есть убийцы, разбойники и насильники».

«А как быть с теми, кто на период следствия заключен в СИЗО? – задается очередным вопросом Осечкин. – В их отношении судебные приговоры не вынесены. Но они сидят».

Подтверждает незавидную участь крымских сидельцев и адвокат Трунов. «Решение, в конце концов, найдут, правда, не совсем правовое, так как иного отыскать невозможно. Генпрокуратура «закрепит» способы решения «крымско-узнической» проблемы рядом подзаконных актов. Сколько продлится закрепление? Несколько лет может это занять. У большинства заключенных уже срок отбытия наказания истечет, а они по-прежнему будут сидеть».

"