Posted 14 марта 2004,, 21:00

Published 14 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Аджарский запал

Аджарский запал

14 марта 2004, 21:00
Всего один шаг отделяет Грузию от гражданской войны. Сделать его может как грузинский президент Михаил Саакашвили, так и глава автономной Республики Аджария Аслан Абашидзе. Стоит одному из лидеров отдать необдуманный приказ, и Кавказ заполыхает. Судьба его сегодня решается в небольшом местечке Чолоки, зажатом между мор

Здесь находится аджарское КПП. Дорога, идущая из Тбилиси в Батуми, перекрыта железобетонными блоками. С одной стороны от них – грузинский спецназ, с другой – аджарский. А в 100 километрах отсюда дислоцируется 12-я российская военная база, которая в случае возникновения конфликта неизбежно окажется в него втянутой.

Михаил Саакашвили еще раньше предостерегал Аслана Абашидзе: если он не приедет в Тбилиси сам и по-хорошему, грузинские власти и без него найдут способ восстановить в Батуми конституционный порядок. Но тогда аджарскому лидеру и его администрации мало не покажется. Скорый на любое дело Саакашвили и в этот раз не заставил себя долго ждать. В ночь с субботы на воскресенье он со свитой и в сопровождении спецназа прибыл в город Поти, расположенный вблизи административной границы с Аджарией. Глава МВД и генеральный прокурор Грузии были немедленно отправлены на пропускной пункт Чолоки, контролируемый аджарскими полицейскими. Дальше КПП грузинскую власть не пропустили. Вот что рассказал «Новым Известиям» очевидец событий, корреспондент информационного агентства «Аджара» Нугзар Жордания:

– Где-то в полдевятого утра в воскресенье на КПП прибыла грузинская делегация. Там было много людей, но Саакашвили среди них мы не заметили. Они хотели проехать в Батуми, но навстречу им вышли люди и дальше не пустили. С нашей стороны к границе подъехали грузовики с солдатами из внутренних войск МВД. Тяжелой техники я не видел. С той стороны стоял грузинский спецназ. Чуть позже по радио «Имеди» услышал, что небо над Аджарией закрыто, и теперь Абашидзе не прилетит из Москвы. В Батуми обстановка сложная, все говорят о войне. Улицы города патрулируются. Под усиленную охрану взяты жизненно важные объекты.

Как выяснилось позже, грузинский президент все же появился у границы с автономией: он не доехал до КПП метров сто и вышел из машины у моста через реку Чолоки. Здесь он поговорил немного с местными жителями, скорее всего, проживающими на контролируемой Тбилиси территории, и вернулся в Поти. На организованном в городе брифинге президент заявил, что «местный феодал (имеется в виду Абашидзе. – Ред.) практически создал собственную армию, ополчение, которое не подчиняется центральным властям», и потребовал от аджарского руководства четкого ответа на вопрос: является ли Аджария частью Грузии? Михаил Саакашвили обратился к Москве с требованием не вмешиваться во внутригрузинский конфликт и не использовать в нем военнослужащих 12-й военной базы, дислоцирующейся в регионе. Обратился президент и к международному сообществу – с просьбой проконтролировать действия России. Накануне грузинские СМИ сообщили о том, что на базу в Аджарии спешно перебрасываются военнослужащие из российского контингента в Армении. Посольство РФ в Тбилиси вчера опровергло эту информацию, а командование 12-й базы заявило, что российские военные намерены в сложившейся ситуации соблюдать нейтралитет.

Между тем Аслан Абашидзе попросил Россию поставить своих миротворцев между грузинами и аджарцами, чтобы защитить последних. На вчерашней пресс-конференции в Москве глава Аджарии выглядел утомленным и заметно нервничал. На многие вопросы отвечал уклончиво. Такое поведение Абашидзе, практически единственного политического долгожителя советской эпохи в Закавказье, говорит о том, что ситуация в руководимой им автономии не просто напряженная, но взрывоопасная. Его последний визит в Москву – это, скорее всего, попытка заручиться поддержкой России в случае вооруженного вторжения Грузии в Аджарию.

Вчера утром власти Грузии закрыли воздушный коридор над Аджарией. Однако «аджарский лев» утверждает, что это не помешает ему вернуться на родину. По словам Абашидзе, президент Грузии угрожает сбить самолет, в котором полетит аджарский лидер. Кстати, места в своем самолете Аслан Абашидзе гостеприимно предложил московским журналистам, чтобы «познакомиться с ситуацией на месте».

Абашидзе утверждает, что план вторжения в Аджарию разрабатывался еще до прихода к власти Михаила Саакашвили. По словам аджарского лидера, о подобных планах нового грузинского руководства ему сообщил источник в дипломатических кругах одной из стран. Но когда журналисты попросили назвать страну, дипломаты которой передали ему эту информацию, Абашидзе отказался это делать, прибегнув к известной фразе самих же журналистов: «Источник попросил не называть его имени». Первая репетиция возможного вторжения состоялась еще 22 февраля, когда грузинские войска были стянуты к границам Аджарии. Позднее туда прибыли боевая техника и военнослужащие из Кутаиси, Вазиани и Поти. А сегодня в район противостояния переброшены грузинский спецназ из Тбилиси и батальон коммандос, подготовленный американскими военными.

Однако, по словам Абашидзе, если грузинские войска все-таки нападут на Аджарию, то там их встретит серьезный отпор. Уже с конца февраля аджарскому населению раздают оружие. Все силовые структуры автономии приведены в полную готовность.

Вчера МИД России официального заявления по поводу ситуации в Аджарии так и не сделал. Но официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Александр Яковенко сказал, выступая на «Эхе Москвы», что «в случае кризиса вся ответственность за него ляжет на грузинское руководство». По мнению дипломата, «есть основание полагать, что Тбилиси планирует прибегнуть к силе и бряцает оружием». О необходимости придерживаться демократических принципов в выяснении отношений со своим регионом напомнил вчера руководителям Грузии генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер. Он высказал обеспокоенность тем, что происходит между Тбилиси и Батуми.

"