Posted 14 февраля 2012,, 20:00

Published 14 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:55

Updated 8 марта, 05:55

Как перемены в «Эхе» отзовутся?

Как перемены в «Эхе» отзовутся?

14 февраля 2012, 20:00
В самый разгар избирательной кампании за пост президента страны главным информационным событием вчерашнего дня неожиданно стало, казалось бы, периферийное событие – досрочная отставка двух членов совета директоров ЗАО «Эхо Москвы». Но именно сообщения об этом событии с пометками «молния», «срочно» с раннего утра заполо

Информационной бомбой стало короткое признание главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова (на фото) в том, что компания «Газпром-Медиа» потребовала досрочной отставки совета директоров «Эха Москвы» и смены состава независимых директоров. По словам Венедиктова, совет директоров радиостанции покидают он и его первый заместитель Владимир Варфоломеев. Чуть позже Венедиктов посчитал необходимым уточнить, что вопрос о его отставке с поста главного редактора радиостанции пока не стоит. Он также напомнил, что за редакционную политику отвечает главред, а не совет директоров, дав тем самым понять, что она, т.е. политика, не изменится.

Творческий оптимизм своего лидера не вполне разделяют журналисты радиостанции. Годовое собрание акционеров, где планово должен был смениться совет директоров «Эха», планировалось на июнь. По мнению журналистов радиостанции, решение сделать это досрочно нуждается в объяснении. Они полагают, что таким образом «Газпром-Медиа» отреагировал на критику в адрес радиостанции со стороны высших должностных лиц. «Мы выражаем сожаление, что в результате этих событий совет директоров вынуждены покинуть два независимых директора – А.Маковский и Е.Ясин, которые 11 лет помогали развиваться «Эху Москвы». Мы считаем, что их удаление из состава совета директоров является несправедливым», – говорится в заявлении сотрудников «Эха».

Сам Евгений Ясин считает, что перестановки в руководстве радиостанции проводятся для того, чтобы установить над ней твердый контроль. «Руководство (отнюдь даже не «Газпром-Медиа») окончательно хочет установить контроль над независимыми СМИ, а «Эхо Москвы» – это флагман, если оно меняет курс, то все остальные будут подстраиваться или бороться», – сказал он. «Для меня самое важное, чтобы «Эхо» сохранило статус и положение независимого средства массовой информации. Для меня это память о тех августовских днях 91-го года, когда «Эхо Москвы» и «Общая газета» Егора Яковлева были единственными реально свободными средствами массовой информации. Я бы хотел, чтобы в России они были всегда», – заключил г-н Ясин.

После того как в СМИ появились комментарии о вмешательстве в дела радиостанции со стороны высшего руководства страны, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков поспешил опровергнуть политическую подоплеку этого решения. Г-н Песков заявил, что изменения в совете директоров радиостанции не связаны с критикой Путина. «Мне пока точно неизвестно, что произошло. Скорее всего, это внутрикорпоративные дела, и комментарии нужно получать от владельца – «Газпром-Медиа», – добавил он.

Руководители названного холдинга долго хранили молчание и только во второй половине дня подтвердили версию «внутрикорпоративной процедуры». В холдинге «НИ» уточнили, что данные предложения планировалось вынести на очередное общее собрание акционеров «Эха Москвы» летом 2012 года, однако, «учитывая повышенное внимание с разных сторон к радиостанции в последнее время, холдинг счел целесообразным упорядочить применение корпоративных стандартов управления, не дожидаясь формальных сроков».

Куда более оперативно на события в «Эхе» отреагировали руководители медийного сообщества. Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, оговорив право «Газпром-Медиа» на самостоятельное решение о составе совета директоров, подчеркнул неоспоримые заслуги Алексея Венедиктова в радиожурналистике. «Венедиктов показал высокий профессионализм, он сделал великолепную работу как менеджер, как ведущий программ, человек крайне полезный на медиапространстве. Он сделал радиоканал не похожим на все другие – свой стиль разговора, своя манера, большая информационная осведомленность, хорошие прогнозы, которые почти всегда сбывались», – сказал он. По его словам, если главреда Венедиктова заменят, то это будет только во вред радиостанции и ее имиджу.

Такого же мнения придерживаются и представители правозащитных организаций. «Эхо Москвы» – единственная и, пожалуй, последняя крупная радиостанция страны, которая предоставляет возможность распространения самого обширного спектра мнений, оценок, – сказал «НИ» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. – В работе «Эха» может что-то и не нравится, но сейчас это авторитетная площадка для диалога, дискуссий, горячих споров. Мы отчетливо понимаем, что стоит за сменой членов совета директоров «Эха», для чего это делается. Появляется большой риск «зачистки» редакционной политики». Эксперт называет радиостанцию «детищем перестройки, перемен». И предупреждает власть, что с потерей нынешнего «Эха» она сама себя обворовывает, лишается возможности открытого обмена мнениями с высокопрофессиональными собеседниками. Г-н Брод пообещал, что правозащитное сообщество еще консолидированнее выступит в защиту радиостанции. Куда более емкую характеристику событиям дал политолог Юрий Житняк: «В данный момент мы наблюдаем за возведением персональной «глушилки» для отечественного «Эха Москвы». На очереди, как некогда, вражеские «Свобода», «Голос Америки»?

"