Posted 14 февраля 2010,, 21:00

Published 14 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Дорога в казенный дом

14 февраля 2010, 21:00
Госдума на заседании в пятницу приняла в первом чтении законопроект о реформировании сети бюджетных учреждений. Через год множество бюджетников, в том числе военнослужащие и силовики, окажутся в штате учреждений нового для страны типа – казенных. Остальных же переведут со сметного финансирования по фактически сложившим

Отношения наших граждан с государством складываются в зависимости от того, что нам (гражданам) от него (государства) нужно. Однако при прочих равных люди состоявшиеся и самостоятельные предпочитают обходиться без его помощи, исповедуя принцип «лишь бы не мешало». Тем не менее нередко бывает, что без вмешательства чиновника проблему решить просто невозможно – ни в бизнесе, ни в быту. В этом случае мы просто вынуждены вступать в контакт с государством и, как правило, качеством этого контакта остаемся недовольны.

Авторы принятого в первом чтении законопроекта в пояснительной записке к нему демонстрируют свою осведомленность существующим положением дел. Во всяком случае, они констатируют, что система бюджетных учреждений в РФ до сих пор функционирует в отрыве от «современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг». По сути же, признают они, эта система «содержится вне зависимости от объема и качества оказываемых ею услуг».

Цена вопроса для налогоплательщика определяется количеством учреждений, которые он вынужден содержать. А количество это просто непомерно. На федеральном уровне на 1 апреля 2009 года насчитывалось 25 287 бюджетных учреждений, на региональном и муниципальном уровнях на 1 января 2009 года – 302 660. Подчеркнем: учреждений, а не людей, в них работающих. Авторы законопроекта, отмечая, что у этих организаций «нет стимулов к оптимизации и повышению эффективности своей работы», полагают, что виновато в этом в первую очередь сметное финансирование от фактически сложившихся расходов. Иными словами, количество денег, которое государство выделяет тем, кто от его имени должен нас обслуживать, зависит не от того, как они это делают, а от того, какие суммы они сумели «освоить» за предыдущий бюджетный период.

Законопроект предлагает решить эту проблему так: изменить правовое положение бюджетных учреждений и создать им тем самым условия и стимулы для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности их работы и привлечения внебюджетных источников финансирования. Понятно, что, в конце концов, все эти благие цели упираются в деньги. А потому с 1 января 2011 года предлагается изменить механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений, а именно: перевести их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. При этом они будут обладать правом заниматься деятельностью, приносящей им доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно. Правда, государство по таким учреждениям с расширенными правами снимает с себя субсидиарную ответственность. То есть, если вдруг возникнут проблемы с долгами и кредиторами, оно останется в сторонке. То, что госслужащие в состоянии зарабатывать и сами, авторы документа доказывают цифрами. Так, по их сведениям, в 2008 году из 9997 федеральных бюджетных учреждений, которые оказывают платные допуслуги, 3786 (или 37,9% от общего числа) обеспечили себе более 40% доходов. А 1030 (главным образом из сфер образования, здравоохранения, науки и культуры) полностью финансировались за счет таких доходов.

Кроме того, предлагается создать новый тип государственных и муниципальных учреждений – казенные. В их статусе практически ничего по сравнению с нынешним не изменится, дополнительное обязательство для них – это с будущего года зачислять все дополнительные доходы в соответствующий бюджет. «Казенными должны стать управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками и войсками гражданской обороны. Также в этот статус будут переводиться следственные изоляторы и исправительные учреждения ФСИН России, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения Главного управления специальных программ президента РФ (ГУСП), Государственной фельдъегерской службы РФ (ГФС), ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО и ФСКН России, психиатрические больницы, лепрозории и противочумные учреждения.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, отмечая, что на 328 тыс. бюджетных учреждений тратится сейчас около 8 трлн. руб., полагает, что этот «законопроект является ключевым звеном в модернизации государственного сектора». По его оценке, при нынешней системе «мало того, что эти учреждения просто проедают деньги, не отвечая за свою работу, так и в целом блокируют развитие системы обслуживания населения». Достоинство реформы депутат видит и в том, что она «позволит гражданам контролировать работу бюджетных учреждений и расходование своих средств как налогоплательщиков».

Тем не менее парламентская оппозиция голосовала против этого законопроекта. Член комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Геннадий Гудков (фракция «Справедливая Россия») объяснил это «НИ» так: «Этот законопроект вызвал очень резкую критику оппозиции, поскольку там содержатся механизмы, которые могут привести к прекращению существования бюджетных учреждений. Де-факто это будет означать их перевод на платную основу, потому что даже понятие «бюджетное учреждение» в законопроекте фактически исчезает как таковое. И в этом он прямо противоречит Гражданскому и Бюджетному кодексам».

Как отметил депутат, многие его коллеги увидели в документе «возможность ликвидации бесплатного бюджетного высшего образования, и не только его». «Речь идет о повышении эффективности работы бюджетных учреждений, но из законопроекта непонятно, как ее оценивать. Критерии очень размыты, неясно, то ли им будут давать деньги, то ли нет, о каких суммах идет речь, что будет с кадрами. Бюджет не имеет права отказываться от финансирования таких общенациональных задач, как образование, медицина. Если мы все переведем на платную основу, ничего хорошего не получится», – убежден г-н Гудков.

Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин (фракция КПРФ) просто возмущен.

«По сути, это еще один шаг, чтобы вообще свернуть бесплатное образование, – заявил он «НИ». – Что будет на практике? Финансироваться будут только учебные заведения, где численность студентов не менее 26–30 тыс. человек. Значит, будет происходить объединение вузов. Значит, часть из них будет переведена на коммерческую основу». Словом, второе чтение документа, скорее всего, будет еще интереснее.

"