Posted 14 декабря 2018,, 09:58

Published 14 декабря 2018,, 09:58

Modified 7 марта, 16:18

Updated 7 марта, 16:18

Будь проще: протокол одежды для первых лиц меняется

Будь проще: протокол одежды для первых лиц меняется

14 декабря 2018, 09:58
Фото: AP
Петербургский историк быта и моды Юлия Демиденко рассказывает о разных стилях одежды у политиков. Почему кто-то из них одевается классически, а кто-то демонстрирует новаторские наряды? Что политики хотят нам сказать, облачившись в военный или национальный костюм?

Одежда политиков - это такая классическая одежда для успеха, - говорит Юлия Демиденко в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - И мы это наблюдаем, потому что как только где-либо сменяется национальный лидер - сразу начинают составляться рейтинги, входит ли он в десятку самых элегантных мужчин, не входит. Да и женщин. Про бывшего британского премьер-министра Маргарэт Тэтчер, например, однажды сказали - "политика её была ужасающая, но выглядела она безупречно". И это, кстати, тоже один из рецептов такого рода жёстких политиков. Потому что выглядеть они должны действительно безупречно.

Одежда политика - она, конечно, демонстрирует его взгляды, его позицию. Можно вспомнить недавние события во Франции.И что делает пресс-служба Макрона? Первым делом она сообщает: "Граждане! Он очень недорогие костюмы носит. Всего лишь за 300 евро. Приличные, но недорогие. Это и позиция и элемент политической борьбы.

А вспомним индийских политиков - Джавархарлала Неру, Индиру Ганди, Раджива Ганди и его супругу, которая вообще-то итальянка по происхождению. Но они всегда на всех официальных мероприятиях в национальном костюме. Это принято и в арабских странах, а в Европе и в России это не принято. Александр III пытался ввести национальные элементы в форменную одежду разных государственных служб, но не прижилось. В том числе и потому что и сам Александр III на официальных приемах и официальных мероприятиях был в нормальном европейском платье, от протокола он не отступал абсолютно. Сталин ходил во френче таком полувоенном и имел вид такой странный, но вообще-то эту идею он позаимствовал у другого всем известного политика - Керенского. А вот Керенский гениально нашел этот имидж и его поначалу высокая популярность - его называли "спасителем Отечества" - тоже во многом обязана имиджу.

Сейчас мы наблюдаем, что протокол одежды первых лиц снова меняется. Еще каких-то жалких 15 лет назад нельзя было представить женщину-политика и даже крупного руководителя на официальном мероприятии в брюках. А сейчас мы имеем женщину, которая сломала эту традицию намертво - Ангела Меркель. И это не только традиции костюма. На последней встрече мы видели, как рядом сидят Меркель и Макрон, и Макрон совершенно антипротокольно держит руку на ее колене. С юбкой это было бы невозможно, а с брюками - уже да, потому что она "свой парень". Мы еще долго будем вспоминать Меркель. Она сломала протокол,она ввела новую женскую моду для истеблишмента.

А Ельцин? С появлением Ельцина появились "встречи без галстуков". Но со времен Ельцина мы видим и другой момент. Современная постсоветская традиция странная. Раньше, даже в советские времена, специалистам было известно, кто одевал того же Брежнева и где всё это шилось. Это очень известный портной,он выпустил книгу. И современные западные политики - известно, у кого они одеваются. В США иннаугурационные костюмы президентов и в особенности первых леди собираются в отдельном музее, они периодически выставляются - это очень интересное зрелище. А вот в России неизвестно какой марки точно костюм Путина, где одевается Сергей Лавров. Мы только знаем, что это итальянские портные, итальянские фирмы.И мне кажется, что хорошо костюм сидит.

А теперь вспомним снова индийских политиков - они носят не просто национальный костюм, они еще и подчеркивают этим: это не просто эсклюзивно, это то, что сшито в стране. А еще был эпизод с британской королевой - она надела на свою свадьбу платье от французских модельеров. Был дикий скандал,потому что "носить отечественное" - это часть работы царей, королей, президентов. Автомобили производятся не в каждой стране, но в каждой есть своя швейная промышленность, не говоря об отдельных мастерах.

Но не стоит замыкаться только на правителях и государях. Ведь существует еще и такая мода, как протестная - белая ленточка и не только ленточка. Дамы одевались в белое и носили с собой белых болонок на демонстрации. Балаклавы после Pussy Ryot появились на мировых подиумах. Вообще это традиция старая - в Эрмитаже можно видеть итальянские вышивки эпохи Возрождения, где в растительный орнамент вплетено слово liberta - свобода. Тоже определенный протест,борьба итальянских коммун за свободу. А шляпы-гарибальдийки, которые в России подчеркивали либеральные взгляды ее носителя? Не случайно в царской России такую шляпу было не купить, хотя прямых запретов не было, их привозили из-за границы.

В 2000-е годы протестная мода появилась и на подиумах. Была такая англичанка Кэтрин Хэмнет, у нее были антивоенные взгляды и она демонстрировала антивоенные футболки на неделях моды. Вивьен Вествуд - у нее было несколько проарабских коллекций в знак того, что в рамках борьбы с терроризмом британские спецслужбы похватали много невинных людей. У нее была коллекция кардиганов и пальто, на которых были надписи "невиновен". На каких-то маечках, блузочках было написано "я не террорист, не арестовывайте меня". Арабские и израильские модельеры напридумывали одежду с надписями, которые нельзя повторять, чтобы не быть обвиненной в экстремизме.

Политические события повлияли на моду и в 1968 году. Произошла радикальная вещь, после этого изменилось лицо моды вообще. До этого мода была - мода богатых, мода зрелых, мода уже заработавших хорошо людей. И тут вдруг все спохватились и поняли, что в тех же самых дорогущих модных домах можно делать одежду для принципиально иной возрастной категории и принципиально иного класса. Сегодня мы не удивляемся, когда видим джинсы под маркой какого-нибудь известного дома моды , но это тоже прямое последствие 1968 года. Да и джинсы просто вошли в моду, хотя и сегодня нельзя еще представить политика в джинсах на официальном мероприятии, разве что на встречах "без галстуков" или как элемент предвыборной кампании, когда политика как бы случайно показывают в неформальной обстановке, конструируя образ для той или иной категории избирателей.

"