Posted 13 декабря 2011,, 20:00

Published 13 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:13

Updated 8 марта, 06:13

«За мелкое хулиганство»

13 декабря 2011, 20:00
Вчера стало известно, что владелец издательского дома «Коммерсант» Алишер Усманов уволил главного редактора журнала «Коммерсант-Власть» Максима Ковальского и генерального директора ЗАО «Коммерсант-Холдинг» Андрея Галиева за нарушение журналистской этики и «мелкое хулиганство». Как выяснилось, они поплатились за опублик

В последнем номере журнала к статье под названием «Яблочный пуй» была опубликована фотография избирательного бюллетеня, признанного недействительным. На нем была проставлена галочка за партию «Яблоко» и поперек листа – крупная непристойная надпись красным маркером в адрес Владимира Путина. Главный акционер издательского дома Алишер Усманов расценил публикацию как нарушение журналистской этики. «Эти материалы граничат с мелким хулиганством», – сказал он, не исключив возможность обращения в суд с иском за эту публикацию к Максиму Ковальскому.

Через несколько часов после объявления об увольнении Ковальского и Галиева стало известно, что в отставку подал генеральный директор издательского дома «Коммерсант» Демьян Кудрявцев. Он заявил, что принял такое решение, поскольку считает себя ответственным за публикации в журнале. «С моей точки зрения, директор отвечает за все, что происходит в издательском доме, – публично покаялся он. – Ситуация, которая сложилась при выпуске последнего номера журнала «Коммерсант-Власть», – это ситуация недопустимая». В своем блоге г-н Кудрявцев написал: «При выпуске 49-го номера журнала «Власть» были нарушены внутренние процедуры и правила издательского дома «Коммерсант», стандарты профессиональной журналистики и законодательство РФ».

Однако инцидент на этом не исчерпался. Во второй половине дня, как стало известно «НИ», заявлений об увольнении было уже четыре. К коллегам присоединилась заместитель главного редактора «Коммерсант. Власть» Вероника Куцылло. «Я сейчас как раз написала и отдала свое заявление», – сказала она корреспонденту «НИ». Г-жа Куцылло не считает, что было допущено какое-то нарушение стандартов журналистской этики. «Я считаю, что мы не то, что могли, мы должны были опубликовать фотографию, имеющую непосредственное отношение к тексту, – пояснила «НИ» журналист. – В тексте речь идет о нарушениях, которые происходили на избирательном участке в посольстве в Лондоне. Они гораздо менее страшны, чем те, которые происходили на участках в России, но они тем не менее были. Например, там был действительный бюллетень с проставленной одной галочкой за «Яблоко», который был признан недействительным из-за оскорбительной надписи на нем. Исключительно из-за надписи. По закону это действительный бюллетень, его должны были засчитать. Наш корреспондент описывает это нарушение, не употребляя, естественно, никаких нецензурных выражений. И в подтверждение того, что это было, мы приводим фотографию этого бюллетеня».

Не согласна Вероника Куцылло и с увольнениями коллег. «Я, честно говоря, не настолько глубоко изучала законодательство о порядке увольнения журналистов, но у меня внутреннее убеждение, что увольняет тот, кто нанимает, – пояснила она. – Нанимали нас когда-то очень давно. Контракт последний мы подписывали с Кудрявцевым». По словам журналистки, подобное развитие событий было ожидаемым, поскольку недовольство журналом со стороны главного акционера издательского дома Алишера Усманова проявлялось и раньше.

Увольнение журналистов «Коммерсанта» ошарашило все журналистское сообщество, заявил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов: «Издательский дом «Коммерсант» нам всегда казался благополучным в плане отношения к правовому социальному статусу журналиста, – пояснил он «НИ». – Здесь журналисты чувствовали себя довольно благополучно, они могли спокойно высказывать свое мнение, получали приличное вознаграждение за свой труд. Я не буду судить, насколько нарушена этика и нравственность в вышедшем недавно журнале. Но такое быстрое решение и его безапелляционность вызывает много нехороших эмоций».

По мнению председателя Союза журналистов, необходимо было «сначала обратиться в специальные структуры, которые могли бы разобраться, насколько нарушен этический кодекс журналиста и закон о СМИ». Например, в специальный Комитет по жалобам на прессу. «Но то, что работодатель самолично принял это решение и взял на себя ответственность, вызывает некоторые сомнения в том, насколько правомерно мы сегодня живем и как вообще сегодня формируется общественное сознание», – полагает г-н Богданов.

"