Posted 13 декабря 2004,, 21:00

Published 13 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

«Как же мы все так легко отдали?»

13 декабря 2004, 21:00
В минувшее воскресенье в гостинице «Космос» состоялся гражданский конгресс «Россия за демократию, против диктатуры». Смотр оппозиционных сил, готовых вместе встать на защиту Конституции, произвел не слишком воодушевляющее впечатление. Демократы ругали власть за авторитаризм, себя – за ошибки и призывали друг друга не с

Напомним, что конгресс был задуман «Комитетом-2008» и рядом правозащитных организаций как ответ на проводимую сейчас реформу формирования властных структур. По мысли организаторов, граждане, как представители самых разных политических сил, так и люди, в принципе далекие от политики, должны были встретиться, чтобы выразить тревогу за российские демократические институты и обсудить, как лучше оградить Россию от угрозы авторитаризма.

Но на практике сплачивать оппозиционеров оказалось не самым простым делом. Правозащитный «Мемориал» и партия СПС отказались присутствовать на конгрессе, как организации, делегировав на мероприятие лишь отдельных своих членов. Причиной отказа стало то, что на конгресс пригласили коммунистов, которые показались правым не самыми искренними радетелями за демократию. В свою очередь КПРФ тоже не пожелала присутствовать на конгрессе в партийном формате. Коммунистам не понравилось присутствие правых. Еще одни представители левого фланга, глазьевцы, вообще отказались прийти на конгресс, будучи убежденными в бесперспективности начинания. А национал-большевиков члены оргкомитета без каких-либо внятных объяснений не пустили на конгресс сами.

Как бы то ни было, желающих поучаствовать в мероприятии и помимо нацболов оказалось гораздо больше, чем мог вместить зал. Дабы направить оппозиционную энергию собравшихся в нужное русло, сопредседатель оргкомитета конгресса и руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила: «Мы не будем тратить время на обличение власти. Нам нужно поделиться опытом противостояния». Но к ее словам прислушались далеко не все.

«Еще не вечер, как говорится. То, что мы имеем, еще не самое худшее», – сказал собравшимся известный журналист Евгений Киселев. Затем он вспомнил об украинской оранжевой революции – «массовом групповом протесте людей, которые больше не могли терпеть». Напоследок г-н Киселев попросил зал выразить свое отношение к отмене Дня Конституции (со следующего года этот день не будет выходным.– «НИ»). Зал зачем-то встал и помянул Основной закон минутой молчания. «Мы должны ясно понять, что находимся в оппозиции к режиму», – начал свое выступление правозащитник Сергей Ковалев. Через некоторое время, правда, он добавил: «Мы должны мужественно признать, что режим поддерживается большинством, пассивным, а иногда и активным». «Оставим противникам разговор о том, что таков менталитет нашего народа. Этот пресловутый менталитет не мешал тому, что 15 лет назад нас слушали как никого другого. И за то, что людям надоело нас слушать, несем ответственность мы. Мы потеряли свой авторитет, потому что лукавили и критиканствовали», – отметил г-н Ковалев. Зал зааплодировал. «Нас с этой властью ничего не объединяет, – сказал в свою очередь глава «Комитета-2008», 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. – Выбор сегодня очень простой. Или Конституция или эта власть. Я выбираю Конституцию». Эти слова тоже понравились конгрессу.

«Как мы отдали возможности федеральной власти? Как мы отдали независимое телевидение? Как отдали право оппозиции выступать с парламентской трибуны? Как отдали право нашего народа избирать власть? Как же мы всё так легко отдали. Почему?», – сыпал с трибуны риторическими вопросами член федерального политсовета Борис Немцов. Но эти слова залу не понравились. «Вы и отдали, не мы!», – стали выкрикивать особо чувствительные граждане. «Я ждал, что вы так отреагируете. Спасибо вам большое», – мгновенно сориентировался г-н Немцов и продолжил в том духе, что, может быть, не напрасно правые проиграли думские выборы. «Амбиции наших лидеров, к сожалению, идут впереди национальных интересов России», – заключил он. Второй раз гражданское спокойствие взорвал секретарь ЦК КПРФ Владимир Улас, к выступлению которого по понятным причинам собравшиеся отнеслись несколько настороженно. Г-н Улас рассказал, что обычно, когда он говорит речь, то начинает ее словами «уважаемые товарищи и дорогие друзья». Однако в данном случае, корректно заметил коммунист, это, наверное, не совсем уместно, хотя коммунисты и готовы совместно с идеологическими противниками отстаивать общественные свободы. «Коммунистической партии есть что предложить стране», – сказал член ЦК, но зал отреагировал на эту информацию без энтузиазма. КПРФ поддерживает Януковича, а ельцинскую Конституцию считает принятой на крови, продолжил ликбез г-н Улас. Приблизительно через полторы минуты участникам конгресса надоел г-н Улас и, несмотря на то, что он не нарушал регламента, его пытались закричать. «Нехорошо, господа, надо научиться слушать друг друга», – покачала головой г-жа Алексеева.

Учиться слушать друг друга конгрессмены продолжили в ходе работы в секциях, где обсуждались более конкретные вопросы по защите демократического общества, например, свободных СМИ, честных выборов и борьбы с коррупцией. По итогам работы конгресса была принята декларация, которая призывает к «согласованному противодействию сворачиванию свободы и демократии». Сопредседатель оргкомитета Георгий Сатаров хотел внести в окончательный документ фразу о «намерении сотрудничать с властью», но г-н Каспаров был категорически против. Вместе с «намерением сотрудничать с властью» из финальной редакции декларации была выкинута фраза о готовности к массовым акциям гражданского неповиновения. В итоге для отстаивания прав граждан был создан рабочий орган – комитет действия. Президентом комитета, как и «Комитета-2008», избрали Гарри Каспарова.




Госмонополия и трудовые лагеря

"