Posted 13 ноября 2003,, 21:00

Published 13 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Компенсация за смерть от своих

13 ноября 2003, 21:00
Сегодня Басманный суд столицы рассмотрит иск матери убитого в Дагестане солдата. 19-летний Александр Слесаренко погиб четыре года назад в результате несогласованности действий частей МВД и Министерства обороны, когда отряд спецназа внутренних войск МВД попал под огонь армейской авиации. С тех пор его мать требует у гос

Трагедия произошла осенью 1999 года, когда российские войска вели в Новолакском районе Дагестана бои с вторгшимися туда отрядами Басаева и Хаттаба. 9 сентября Армавирский отряд специального назначения внутренних войск МВД получил приказ выдвинуться на господствующую высоту 715.3 «Телецентр» и удерживать ее до прибытия основных сил. Еще на подходе к горе отряд был обстрелян из вертолета Ми-24, в результате чего один солдат погиб, а семеро были ранены. Но отряд продолжил движение, и в половине первого ночи 10 сентября 94 бойца, заняв высоту, приготовились к обороне. Чеченские боевики появились в начале седьмого утра. Завязался бой. А в половине девятого поступил приказ от заместителя командующего Объединенной группировкой войск по внутренним войскам МВД генерал-майора Николая Черкашенко оставить высоту и отойти.

Отряд, как было условлено, разделился на две группы и начал отходить. Но в три часа дня на подходе к расположению российских войск одну из групп обстреляли штурмовики. Оказалось, что командование внутренних войск не предупредило летчиков о движении отряда, и те приняли спецназовцев за боевиков. Среди 9 погибших был и Александр Слесаренко. Сначала командиры скрывали, что бойцы погибли от огня «своих». Затем в отношении генерал-майора Николая Черкашенко возбудили уголовное дело по статье «ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, приведшее к гибели людей». Но 6 октября 2000 года уголовное дело прекратили в связи с амнистией в честь 55-летия Победы.

Мать Александра Слесаренко Надежда Бушманова после гибели сына получила от государства всего 1600 рублей. Их привезли сопровождавшие гроб представители воинской части. А спустя месяц женщина попала в аварию. Врачи определили ей вторую группу инвалидности, но она добилась, чтобы ей дали третью, «рабочую». Ведь у Надежды Бушмановой остался еще младший сын, а вдвоем на пенсию по инвалидности им не прожить.

Между тем 27 февраля прошлого года городской суд Йошкар-Олы (Республика Марий Эл) обязал государство выплатить 500 тыс. рублей Николаю Власову, отцу другого погибшего бойца Армавирского спецназа Станислава Власова. Это самая большая сумма, которую российское государство когда-либо платило родителям погибшего солдата. В апреле 2002 года с помощью юристов Фонда «Право Матери» Надежда Бушманова тоже подала иск в суд, потребовав в качестве компенсации один миллион рублей. Судебная волокита затянула рассмотрение дела на полтора года. Женщина настаивает на возмещении «морального вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов». Тем более что военное положение в Дагестане объявлено не было, а значит, продолжали действовать все законы мирного времени.

"