Posted 14 октября 2018,, 16:56

Published 14 октября 2018,, 16:56

Modified 7 марта, 16:34

Updated 7 марта, 16:34

Первые с конца. В чем главные причины протестов  в Ингушетии

Первые с конца. В чем главные причины протестов в Ингушетии

14 октября 2018, 16:56
Фото: el-murid.livejournal.com/3940614.html
Протесты в Ингушетии, начавшиеся 3 октября и ставшие неожиданными для всех не прекращаются до сих пор. Поводом стал договор о демаркации границ с соседней Чечнёй, по которому Ингушетия теряет 7% и без того небольшой территории. Но причины глубже - республика по-прежнему остаётся самой бедной в России.

"Республика действительно невелика: менее чем полумиллионное население разместилось на площади, которая лишь на треть больше Москвы, - сообщает издание The Insider. - Ингушетия, кроме того, плетется в хвосте по множеству показателей. По данным Росстата из сборника "Регионы России. Социально-экономические показатели – 2017", она занимает 84-е место в России (из 85-ти возможных) по поступлению налогов, валовому региональному продукту на душу населения, стоимости основных фондов.

Последнее место занимает Ингушетия по потребительским расходам на душу населения – всего 7207 руб. в месяц (32% жителей – за чертой бедности); по уровню занятости – лишь 50,8% трудоспособного населения находит приложение своим силам; по уровню безработицы – 10,6%, это втрое выше средней безработицы по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО) и почти в 10 раз выше, чем в среднем по России. На последнем месте Ингушетия и по площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя – всего 14,8 "квадрата", хотя в среднем по СКФО с жильем гораздо лучше – 20,7 кв. м. на человека. При этом в республике невероятный удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда – 14% от общей площади всего жилья. (Срединный для СКФО показатель – 4,8%, для России – 2,4%). Еще хуже ситуация с основными фондами экономики – их износ 55,6%.

Социальная инфраструктура также отодвигает Ингушетию в самый конец объективных рейтингов. Например, по охвату детей дошкольным образованием республика занимает последнее место в России – на тысячу дошколят приходится только 197 мест в детских садах. В соседней Северной Осетии обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях гораздо выше – 508 на тысячу, в среднем по федеральному округу 392 на тысячу.

А вот на одну больничную койку приходится 207,6 человека, и это всероссийский рекорд. Первое место занимает Ингушетия и по дотациям – 86% бюджета республики составляют поступления из федерального центра. И это на 7,5 процентных пунктов выше, чем у Чечни, которая занимает второе место".

С экономикой тоже всё плохо - даже нефтяная отрасль тут убыточна. Каждый рубль, вложенный в нефтедобычу, дает лишь 82 копейки "отдачи". При этом население республики растет не только за счёт естественного прироста,но и... миграционного! За прошлый год сюда переехало на 1000 человек больше, чем из Ингушетии уехало. Эксперты отмечают, что это главным образом чиновники-"варяги", которых активно привлекают на хорошие должности. Простые же люди страдают от повальной безработицы, крошечных зарплат, постоянных перебоев с водой, светом и газом.

"Вторую неделю в Ингушетии не прекращаются волнения, - пишет в своем Живом Журнале Анатолий Несмиян. - Для Магаса, города с населением менее чем в 10 тысяч человек, количество приехавшего со всей республики народа на его улицах выглядит явно непропорциональным.

Налицо откровенный кризис, причем у федеральной власти так и не появилось его решения. Собственно, теперь, когда время упущено, остается только вариант силовых действий: аресты "зачинщиков" и силовой разгон. Договариваться уже поздно, да и особо не с кем: системные руководители республики утратили авторитет, Евкурова встречают угрозами и массовыми выкриками недовольства.

Проблема в том, что местные силовики с точки зрения федеральной власти "разложились": десять дней протестов при явной недееспособности власти неизбежно приводят к такому явлению. Собственно, на местные кадры в таких случаях всегда надежды нет, но в случае переброски силовых подразделений из-за пределов республики, предсказать, как поведут себя ингушские полицейские и ОМОН, невозможно. Вариант перехода на сторону протестующих совершенно не исключен.

Это создает вполне ощутимую угрозу перерастания конфликта в гражданский с вероятностью стремительного распространения и за пределы республики, тем более, что волнения по разным поводам происходят повсеместно на всей территории Северного Кавказа. Наконец, не стоит сбрасывать фактор террористического подполья.

Так или иначе, но конфликт в Ингушетии придется в ближайшее время как-то разрешать. "Как-то" - это, скорее всего, именно силой. Других возможностей у власти не просматривается. Лечение может оказаться опаснее болезни, но других докторов в России просто нет".

"Вглядываюсь в фото митинга в Магасе и никак не могу отыскать - а где казаки с нагайками, разгоняющие толпу, где активисты НОД, где Стариков с Антимайданом, байкер Залдостанов и коллектив Уралвагонзавода? Тут целый Майдан развернулся, а от них - тишина. Что происходит?", - спрашивает Иван Константинов.

"