Posted 13 октября 2005,, 20:00

Published 13 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Член Общественной палаты при президенте РФ Мавлит Бажаев

Член Общественной палаты при президенте РФ Мавлит Бажаев

13 октября 2005, 20:00
Общественная палата, вокруг которой сломано немало копий, приступает к своей работе. В ее составе уже появились первые сорок два человека, чьи кандидатуры были утверждены указом президента России. О том, оправдаются или нет опасения критиков этого начинания, «Новым Известиям» рассказал член Общественной палаты РФ, през

– Мавлит Юсупович, вчера не только в России, но и во многих странах мира с тревогой следили за сообщениями из Нальчика. Особенно после первой утренней информации о том, что неизвестные боевики захватили школу. Потом эту информацию опровергли, но внимание к развитию драматической ситуации в городе не уменьшилось. Вы, вероятно, тоже не пропускали ни одного сообщения оттуда, но как человек, прекрасно знающий Северный Кавказ и понимающий хитросплетения происходящих там событий, оценивали их, наверное, по-своему. Будут ли эти оценки, это понимание ситуации донесены вами до Общественной палаты, в состав которой вас пригласил президент?

– События в Нальчике свидетельствуют о том, что борьба с терроризмом остается одной из самых острых и злободневных проблем как для государственной власти, так и для всего нашего общества в целом. Совершенно очевидно, что тех усилий, которые предпринимают силовые структуры по пресечению действий террористов, явно недостаточно. Как очевидно и то, что самостоятельно местные власти с этой ситуацией на Северном Кавказе уже не справятся. Сегодня там крайне необходим целый комплекс мер социального, политического характера, направленных на снижение напряженности в обществе, на искоренение причин, способствующих проявлению насилия. Я уверен, что создать преграду волне терроризма, захлестнувшей регион, можно только объединив усилия государства и всех здоровых сил нашего общества. Дело ведь не только в том, что драматические события в Чечне, Ингушетии, Дагестане, а теперь и в Нальчике приводят к многочисленным жертвам среди мирных людей, становятся трагедией для родных и близких тех, кто невинно пострадал. Эти события раскачивают и без того до предела взрывоопасную ситуацию на Северном Кавказе, которая чревата возникновением новых вооруженных конфликтов и становится реальной угрозой целостности России. Уверен, что к этой проблеме Общественная палата отнесется со всей серьезностью и, со своей стороны, безусловно, будет активно участвовать в процессах стабилизации на Северном Кавказе.

– Мавлит Юсупович, хотя палата общественная, но список первых сорока двух ее членов утверждает президент России. На ваш взгляд, процедура формирования палаты – это все-таки назначение или избрание?

– Назначением это назвать нельзя. Иначе извращается сама суть этого органа, как общественного института. В общественный орган все-таки не назначают. Скорее приглашают.

– А как будут приглашаться остальные восемьдесят четыре члена палаты?

– На первом заседании нами была определена рабочая группа Общественной палаты, куда общероссийские объединения могут направлять предложения по выдвижению своих представителей. А уже затем будут рассматриваться заявки от межрегиональных и региональных объединений. Для этого создано семь инициативных групп – по количеству федеральных округов. В каждую входит по пять человек. Я вошел в группу, которая будет участвовать в определении кандидатур из Южного федерального округа.

– Не получится ли, что Общественная палата будет дублировать функции Федерального собрания?

– Я не думаю, что здесь произойдет какое-то дублирование функций. Депутаты Государственной думы, будучи избранниками народа, вместе с тем являются представителями одной из ветвей власти – законодательной, а значит, в первую очередь защищают государственные интересы. Общественная палата, не неся властной нагрузки, становится принципиально новым демократическим институтом, призванным обеспечить взаимодействие граждан России с органами государственной власти. Как неполитический институт, палата должна учитывать потребности и интересы всех граждан Российской Федерации, защищать их права и свободы при разработке и реализации государственной политики, влиять на принятие тех или иных законов, на их качество. Палата будет также заниматься общественной экспертизой управленческих решений как законодательной, так и исполнительной власти. Все это позволит повысить социальную ответственность при принятии важных государственных решений.

– Но сможет ли Общественная палата придерживаться независимой позиции, ведь еще до ее создания она подверглась критике, как «президентская структура»?

– Если вы внимательно посмотрите список тех, кто приглашен президентом в Общественную палату, то вы увидите, что это в основном люди, которые постоянно отстаивали интересы граждан. И в первую очередь перед властью. Я не думаю, что нас приглашали только для того, чтобы получить послушных исполнителей. Видимо, сам смысл формирования этого органа все-таки в другом. Сегодня в обществе складывается ситуация, когда отдельные законопроекты, которые принимаются парламентом, или отдельные решения правительства оказываются не доведенными до той стадии проработки, которая была бы максимально приближена к ситуации в стране. Например, памятный нам закон о монетизации льгот и решения, связанные с его внедрением. Это вызвало достаточно серьезное недовольство в стране. Можно вспомнить целый ряд других подобных решений. Для того чтобы избежать повторения этой ситуации, чтобы максимально полно «обкатать» эти законопроекты с учетом мнений различных общественных групп, и задумывалась вся эта работа.

– Некоторые известные правозащитники отказались войти в состав Общественной палаты. Скажется ли это на деятельности палаты?

– С точки зрения обеспечения и представления интересов общества, наверное, было бы целесообразно, чтобы правозащитники вошли в Общественную палату. Принимая участие в ее работе, они получили бы уникальную возможность не просто реагировать на нарушения прав и свобод граждан, но и предупреждать принятие государственными органами законов и решений, ущемляющих гражданские права. Хочется надеяться, что на дальнейших этапах формирования Общественной палаты правозащитные организации изменят свою позицию и активно включатся в ее работу.

– Может, Общественная палата как раз и задумывалась в качестве официальной альтернативы правозащитному движению?

– Я так не считаю. В качестве альтернативы правозащитникам можно было бы рассмотреть другие общественные движения, которые уже есть или которые могли бы возникнуть. Общественная палата все-таки преследует другие цели и задачи. И одна из главных ее задач – это дальнейшее развитие демократических институтов государства. Более глубокое и более активное влияние общественности на те решения, которые принимают властные структуры.

– Вы сказали, что одной из задач Общественной палаты является контроль за деятельностью чиновников. По каким критериям будет оцениваться их работа?

– Думаю, что Общественная палата будет отслеживать не столько действия конкретных чиновников, сколько в большей степени займется экспертизой решений, принимаемых различными органами власти. При этом критерии оценки будут определяться тем, насколько эти решения целесообразны и полезны с точки зрения интересов общества и насколько они соответствуют действующему законодательству.

– То есть министров на ковер вызывать не будете?

– В законе об Общественной палате прописаны положения, в соответствии с которыми она имеет на это право. Но все-таки я бы хотел, чтобы вы поняли, что в целом задачи палаты будут состоять не только и не столько в оценке роли того или иного чиновника при принятии решений. Самое важное – насколько эти решения в целом отвечают интересам общества в данный момент и в перспективе.

– Нет опасений, что Общественная палата превратится в еще одну бюрократическую инстанцию?

– Думаю, что нет. Мы все работаем на общественной основе и не получаем вознаграждения за эту работу. И нам не прописаны какие-то привилегии. Но некий минимальный аппарат, который занимался бы технической частью работы, связанной с деятельностью палаты, конечно, необходим.

– Уже известно, где будет располагаться Общественная палата?

– Насколько я знаю, аппарату предоставлено небольшое помещение на Софийской набережной.

– В Общественной палате вы будете представлять в первую очередь интересы Координационного совета и входящих в него организаций?

– Надо понимать, что каждый член Общественной палаты представляет интересы российского общества, а не узкие интересы отдельных общественных организаций или объединений. Мы все будем заниматься вопросами и проблемами, связанными с развитием гражданского общества. Хотя, несомненно, в ходе дальнейшей работы будут определены и отдельные направления. Но вначале нам еще предстоит сформировать Общественную палату.

– Но у вас есть свои приоритеты?

– Я, будучи выходцем с Северного Кавказа, хорошо знаю этот регион. Он мне ближе. И, естественно, я буду рад, если у меня будет возможность подключиться к решению проблем, связанных с развитием этого региона.


Первое заседание Общественной палаты показало, что учесть интересы всех ее членов не просто

"