Posted 13 августа 2014,, 20:00

Published 13 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:06

Updated 8 марта, 02:06

Вне конкуренции

Вне конкуренции

13 августа 2014, 20:00
До единого дня голосования 14 сентября, в ходе которого продлить срок своих полномочий или лишиться должностей должны 30 глав российских субъектов, остался ровно месяц. В эти дни начинается агитационный период, однако итоги этапа выдвижения кандидатур не оставляют возможности говорить о сохранении интриги. Эксперты еди
Сюжет
Выборы

На три десятка мест руководителей российских регионов претендуют более ста кандидатов, но уровень конкуренции везде различается: причем как по количеству выдвиженцев, так и по качественному составу оппонирующих действующей власти политических сил. Все субъекты, где проходят кампании по избранию исполнительной власти, можно разделить на две условные группы. В первую входят регионы, на выборах в которых окончательно зарегистрированы пять и более кандидатов. Формально высокая конкуренция ожидается в Коми, Якутии, Красноярском, Алтайском и Ставропольском краях, Астраханской, Воронежской, Ивановской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Самарской, Курской, Оренбургской областях и Санкт-Петербурге.

Еще в 14 регионах преодолеть так называемый «муниципальный фильтр» смогли только четыре или менее кандидатов. Это республики Алтай, Башкортостан и Калмыкия, Удмуртия, Волгоградская, Вологодская, Кировская, Курганская, Челябинская, Псковская, Новосибирская, Тюменская области, Ненецкий автономный округ и Приморский край. Здесь говорить даже о формальной конкурентности выборов сложно. В докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ) отмечается, что стремление к сохранению контроля любой ценой во многих регионах оказалось намного сильнее, чем стремление к повышению реальной общественной легитимности.

«Практически везде, где имелись альтернативные действующим главам администраций кандидаты, способные добиться существенной электоральной поддержки, они под различными предлогами были от выборов отстранены», – делают вывод эксперты КГИ Аркадий Любарев и Александр Кынев. Однако в некоторых субъектах – таких, например, как Коми, Красноярск и Астрахань, – в регистрации не было отказано ни одному из выдвинувшихся кандидатов.

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский между тем призывает не оценивать уровень реальной конкуренции на выборах лишь по формальным признакам. «Если многие из кандидатов зарегистрированы, это еще не означает наличие реальной альтернативы. Скорее даже наоборот – это признак хорошо управляемой действующей властью кампании, – говорит г-н Туровский «НИ». – В таком случае можно предполагать, что с оппозиционными политиками поработали в неформальной обстановке и заручились их конечной лояльностью».

Действительно, анализ показывает, что преодолеть «муниципальный фильтр» без существенной доли подписей депутатов от «Единой России» могут во многих (но не во всех!) регионах лишь выдвиженцы КПРФ и только в единичных регионах – кандидаты от ЛДПР и «Справедливой России».

Зачастую даже коммунисты оказываются зарегистрированными лишь благодаря поддержке партии власти. Так, подписи местных депутатов-единороссов составили значительную долю у кандидатов от Компартии в Башкирии, Вологде, Самаре, Челябинске и Санкт-Петербурге.

Итоги голосования во многих регионах известны до их подведения.

Ростислав Туровский предполагает, что в абсолютном большинстве регионов результат выборов уже предрешен: сами соперники выглядят невзрачно, с критикой действующих властей не выступают и могут рассчитывать лишь на то, что за них будут отдавать голоса от безысходности. По принципу «за любого, кроме губернатора». «Об относительной конкурентности можно говорить в том случае, если у губернатора есть хотя бы один зарегистрированный публичный критик. Как, например, Олег Шеин в Астраханской области», – считает г-н Туровский.

Большинство из тех, кто потенциально мог открыто оппонировать властям, остались за бортом кампаний. Так, не смогли получить регистрацию Сергей Михайлов (РПР–ПАРНАС) в Республике Алтай, Сергей Наумкин («Яблоко») в Башкирии, Андрей Едигарев (РПР–ПАРНАС) в Удмуртии, Антон Сергеев («Демократический выбор») в Приморском крае, Роман Морозов («Яблоко») в Вологде, Николай Разворотнев (КПРФ) в Липецке, Сергей Столпак (РПР–ПАРНАС) в Оренбурге, Лев Шлосберг («Яблоко») в Пскове, Владимир Буланов (КПРФ) в Нижнем Новгороде, Оксана Дмитриева («Справедливая Россия») в Санкт-Петербурге, Иван Стариков («Гражданская инициатива») в Новосибирске.

Во многих субъектах, где искусственно ограничивают возможность выбора, звучат призывы к активному бойкоту голосования. Помимо уличной оппозиции, идея портить бюллетени постепенно овладевает умами и парламентских партий. Так, в Петербурге Оксана Дмитриева смогла запустить широкую кампанию по агитации за подобную форму протеста. В Оренбурге и Нижнем Новгороде делать бюллетени недействительными призывает своих сторонников КПРФ.

Еще одна проблема, с которой предстоит столкнуться в ходе текущих избирательных кампаний, – это низкая явка избирателей. «14 сентября нужно остаться дома. При явке менее 10% даже сам Полтавченко не сможет считать себя легитимно избранным губернатором», – заявляет, к примеру, «Другая Россия» в Петербурге. Однако дело не только в зове игнорировать выборы со стороны внесистемных политических игроков, но и в том, что большая часть предвыборной борьбы приходится на сезон отпусков. Люди остаются неосведомленными о выборах и кандидатах. В Госдуме КПРФ и ЛДПР уже добиваются переноса следующего единого дня голосования на март. Согласны с ними и в «Яблоке», считая, что низкая явка выгодна «Единой России», увеличивающей таким образом собственные проценты за счет мобилизации своего электората из числа бюджетников. «День голосования назначен на первую половину сентября сознательно. Я бы даже сказал – с особым цинизмом», – заявил «НИ» лидер партии Сергей Митрохин. По этой же причине он сомневается в переносе кампаний на весну.

Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков в разговоре с корреспондентом «НИ» не исключает, что день голосования все же будет перенесен на более удобное время – декабрь или март. «Если по итогам текущей кампании в управлении внутренней политики администрации президента сделают вывод, что явка уж слишком низкая и угрожает легитимности избранных губернаторов, то шанс на изменения есть. Я бы оценил вероятность как 50 на 50», – прогнозирует эксперт. При этом г-н Хомяков отмечает, что активность жителей зависит не только от даты голосования, но и от интриги на выборах: «А ее, кроме как в Астрахани и в Кирове, практически нигде и нет».

Помимо выборов губернаторов в 30 регионах, можно выделить еще две кампании, внимание к которым будет приковано на федеральном уровне. Это голосование за новый состав Мосгордумы и впервые в новейшей истории проводимые выборы во внутригородские думы. Реформировать систему городского самоуправления решились в Челябинске, где после 14 сентября появятся районные советы депутатов. «Новые Известия» ранее уже рассказывали, что такие представительные органы станут максимально приближены к избирателям, но будут обладать весьма ограниченным набором полномочий.

Зампредседателя Союза представительных органов муниципальных образований РФ Владимир Холопов видит в нововведении как отрицательные, так и положительные стороны. «С одной стороны, полномочия районных советов депутатов будут минимальными, тем более если у них не будет самостоятельного бюджета, а только смета, утвержденная городскими Советами. Но в данной модели имеется и ощутимое преимущество – правда, не экономического, а политического плана, – говорит г-н Холопов в комментарии «НИ». – Некоторые выборы в муниципалитетах, прошедшие в прошлом году, были отмечены беспрецедентными нарушениями, фальсификациями, использованием административного ресурса, в результате чего мало где в городские думы попали реальные активисты, работающие на территории проживания, представители гражданского общества и рядовые граждане, не равнодушные к судьбе своей малой родины. Создание районных советов депутатов увеличит количество мандатов, уменьшит размер избирательных округов, что позволит эффективно проконтролировать результаты волеизъявления граждан. К тому же попытки сфальсифицировать местные выборы в таких масштабах неизбежно приведут к взрыву социального протеста, на что уже региональные власти не осмелятся».

Так что если интрига где и сохраняется, то либо на муниципальном уровне, либо на выборах в региональные законодательные органы. Смена губернаторов без санкции Кремля практически невозможна. Не случайно «Единая Россия» не выдвигает своих кандидатов только в двух регионах – именно в тех, где посты глав уже отданы «конструктивной» оппозиции: Никите Белых в Кирове и коммунисту Вадиму Потомскому в Орле.

"