Posted 13 августа 2003,, 20:00

Published 13 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Александр ИВАНЧЕНКО

Александр ИВАНЧЕНКО

13 августа 2003, 20:00
Кандидат Против Всех

Парадокс нынешнего избирательного законодательства в том, что через тринадцать лет после первых демократических выборов страна возвращается к выборам безальтернативным. К нынешней кампании выборов в Государственную думу из закона выпала глава о предвыборной агитации, зато появилась глава об «информировании» избирателей. Гражданам отведено в выборном процессе формальное место: участниками избирательной кампании являются только зарегистрированные кандидаты, и агитацией могут заниматься только они, в то время как средства массовой информации и сами избиратели это право утратили.

Возник заколдованный круг: никто не может агитировать «против всех». Для партий это означало бы призыв к голосованию против самих себя. Обращение СМИ к теме голосования «против всех» может быть расценено как агитация, и по новому закону ЦИК сможет применить к газете или радио санкции.

По Конституции право на осуществление народовластия принадлежит не узурпировавшим его политическим партиям, а гражданам страны. Сейчас их выдавливают из избирательной кампании, хотят превратить в инструмент для опускания бюллетеня в урну. Новый закон о выборах ограничивает конституционное право на получение информации, в том числе о кандидатах в депутаты. Это право нельзя отменить на время выборов.

Первая попытка ввести процедуру голосования «против» была предпринята в 1989 году, накануне первых в стране альтернативных выборов Первого съезда народных депутатов СССР. Однако эта норма не прошла, и по 300 округам, где баллотировались руководители КПСС разного ранга, состоялись безальтернативные выборы.

В первом Законе о выборах президента России также было предусмотрено голосование «за» или «против» конкретного кандидата. Сделано это было для того, чтобы избиратель в любом случае имел альтернативу. Впрочем, Борис Ельцин тогда получил 57 процентов голосов в борьбе с шестью кандидатами, и с альтернативой все было в порядке.

В 1995 году на выборах в Государственную думу в бюллетенях появилась графа «против всех кандидатов», и уже к 1999 году в восьми округах выборы были признаны несостоявшимися. Против всех проголосовали больше избирателей, чем против первого из кандидатов. На выборах Четвертой Государственной думы, не получая критической информации о партиях, граждане также могут не прийти на выборы или проголосовать против всех.

Чтобы избежать издержек, нужно отказаться от санкций к средствам массовой информации. Министерство печати и ЦИК должны дать исчерпывающие комментарии к закону, а не применять против СМИ тактику минной войны: шаг влево или вправо – взрыв – лишение регистрации. Такие попытки уже были во время избирательных кампаний в регионах – санкциям подверглись несколько газет, пытавшихся объяснить позицию голосования «против всех».

Нынешний закон может сыграть против лоббировавших его центристских партий. Многие граждане отметят графу «против всех», голосуя не столько против кандидатов, сколько против системы организации выборов. Голосование «против» органически связано с явкой избирателей. Порог на выборах в Госдуму – 25%, в большинстве регионов он критический, многие депутаты избраны на пределе проходимости в сотые доли процента. Зато активность голосования «против всех» будет расти. С 1995 года этот показатель вышел на лидирующие позиции и занимает сейчас места с первого по четвертое. Безальтернативность выборов при коммунистах еще не выветрилась из памяти людей, и она им по-прежнему не нравится в исполнении новой партии власти.

"