Posted 13 августа 2003,, 20:00

Published 13 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Рейтинг по индивидуальному заказу

Рейтинг по индивидуальному заказу

13 августа 2003, 20:00
Социологи хорошо знают, как скорректировать результаты опросов

Согласно разным соцопросам, за коммунистов сейчас готовы голосовать от 16 до 28% россиян. «Единую Россию» поддержат от 17 до 26%. СПС по одним рейтингам набирает 8%, по другим – не преодолевает пятипроцентного барьера. Как утверждают опрошенные «Новыми Известиями» социологи, чтобы получить искомый рейтинг, нужно знать, кого и как спрашивать.

Простейший способ обеспечить нужной партии нужный рейтинг – это нарисовать желаемые цифры из воздуха. Злоупотребляют этим политтехнологи на региональных выборах, описывая вызывающими доверие словами результаты несуществующего исследования, проведенного никому не известной социологической фирмой.

Интерактивные опросы в отличие от придуманных проводятся на самом деле. Но к реальности их результаты не ближе. Ведь участвуют в них лишь желающие из числа зрителей телепрограммы, слушателей радиостанции или посетителей сайта. Так, на одном из Интернет-сайтов перед прошлыми думскими выборами рейтинг «Яблока» не опускался ниже 30%, а при голосовании партия не смогла набрать даже 6%.

Для получения достоверных данных обязательное условие – правильно составленная выборка. Стремясь «подыграть» заказчикам, социологи зачастую явно или неявно «корректируют» выборку опрашиваемых, и результат смещается в нужную сторону при формальном соблюдении всех остальных процедур.

– При обычном исследовании некоторое количество людей отказывается в нем участвовать. В результате одна социальная группа оказывается больше представлена, чем другая, – рассказывает заместитель директора ВЦИОМ Алексей Гражданкин. – Например, лояльные власти всегда с большим желанием участвуют в опросах. Также благорасположены к социологам люди с высшим образованием (их доля среди опрошенных нередко вдвое выше, чем всех остальных) и политически активная часть населения – те, кто регулярно ходит на выборы.

Если социологи хотят повысить рейтинг коммунистов, в выборке увеличивают долю пенсионеров. Если хотят завысить рейтинг либералам, опрашивают средний класс. А для безусловного первого места «Единой России» достаточно отсечь традиционно коммунистическое сельское население.

Другой источник манипуляций – это сам опросный лист. В нем можно указать лишь основные партии, можно – несколько десятков существующих, а можно оставить его чистым, предложив респонденту самому написать партию, за которую он бы проголосовал. Результат в каждом случае будет свой.

Если спрашивать об основных партиях, чаще выигрывает «Единая Россия». Если опрос проводить в широком партийном спектре, скорее побеждают коммунисты, так как часть электората «единороссов» разбредается по другим партиям с привлекательными названиями. Между тем сторонники КПРФ отдают ей свои голоса независимо от наличия или отсутствия карликовых партий в бюллетене. Если же нужно назвать одну партию, то выберут ту, которая на слуху. Тут уже очень хорошие шансы у ЛДПР, лидера которой знают все.

Подкорректировать результат можно и через организацию опроса. Если проводить его по телефону (особенно в регионах), то среди опрошенных будут преобладать обеспеченные люди, а мнение бедных, до которых телефонная связь еще не дошла, социологи не узнают. К тому же искренность заочных ответов ставится специалистами под сомнение.

– Уровень вранья при телефонном опросе 10–15 процентов, особенно когда вопросы связаны с властью, –- утверждает политолог Борис Кагарлицкий. – А при разговоре с глазу на глаз многие стараются угадать желательный для социолога ответ и дать именно его. И если интервьюер приходит с установкой, что нужно любить «Единую Россию», люди так и скажут. Особенно если опрос проводит молоденькая студентка.

Главное в исследовании – интерпретация результатов. Руководитель фонда «Общественное мнение» Александр Ослон говорит, что, к примеру, одинаковый результат «Единой России» и КПРФ в 25 процентов можно представить по-разному. И как провал партии власти, которая, имея все ресурсы, не смогла превзойти отлученных от телевидения оппозиционеров. И как победу новой, едва появившейся партии, которая в соперничестве с имеющими вековую историю коммунистами уже набрала одинаковый с ними результат.

Для партий и политиков второго и третьего эшелона включение в рейтинги, пусть даже с мизерным процентом сторонников, – это один из основных способов раскрутки. Ведь зачастую о карликовой партии люди узнают только после того, как увидят ее в рейтинге вместе с «тяжеловесами».

"