Posted 13 июля 2005,, 20:00

Published 13 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Армейская «подписка»

Армейская «подписка»

13 июля 2005, 20:00
Вчера, после двухчасового сопротивления сотрудников почты, были приняты 13 тыс. подписей, направленных правозащитниками президенту Владимиру Путину, спикерам Сергею Миронову и Борису Грызлову. Молодые люди не хотят служить в армии сами, но не возражают, если там послужат их сверстники. К такому выводу пришли активисты

Собранные подписи правозащитники решили отправить по почте. Получилось целое представление. Вчера утром два парня и девушка с коробками из-под ксерокса вошли в почтовое отделение № 119019, что в Москве на Новом Арбате. В каждой коробке находилось по 13 тысяч подписей против отмены отсрочек от военной службы. Их сопровождали журналисты с камерами. Коробки сдали в окно «Прием корреспонденции». Приемщица почты, прочитав фамилию адресата, тут же ушла в подсобное помещение. Через некоторое время появилась другая женщина, очевидно, начальник. Посмотрела и тоже ушла. Тем временем возле окошка выросла очередь. Время от времени выглядывая из-за двери, женщина-начальник сообщала, что эти коробки без разрешения начальства она не возьмет, и отсылала правозащитников в Главпочтамт на Мясницкую. После того как правозащитники потребовали показать правила отправки бандеролей, чтобы выяснить, почему у них не могут принять посылки, женщина-начальник согласилась принять подписи. Только без камер и в специальной бумажной упаковке.

«Отменим отмену!» – под таким девизом проходила акция Молодежного правозащитного движения (МПД). Адресаты – президент Владимир Путин и председатели палат парламента Сергей Миронов и Борис Грызлов, чьи фамилии так испугали работниц почты. Сбор подписей начался в ноябре минувшего года, когда правозащитники узнали о подготовке в Минобороны поправок в закон «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым с 2008 года планировалось отменить отсрочки по учебе, по уходу за детьми и частично по уходу за престарелыми родителями.

В последнем случае в законе оговаривалось, какие пожилые люди нуждаются в уходе детей, а какие могут без него обойтись. Акцию Молодежного правозащитного движения поддержали 125 общественных и правозащитных организаций, в том числе Московская Хельсинкская группа. Так как среди правозащитников по поводу призыва в армию мнения разделились, было решено подготовить два варианта обращения к руководству страны: «радикальный» – за отмену призыва и «умеренный» – за сохранение существующих отсрочек и смягчение закона «Об альтернативной гражданской службе» до уровня аналогичных законов в европейских странах. К удивлению правозащитников, абсолютное большинство молодых людей выбрали «умеренный» вариант. В итоге он набрал 22 тыс. подписей. Под «радикальным» вариантом обращения подписались 10 тыс. человек, главным образом правозащитники и матери ребят призывного возраста. Подготовленные к вчерашней отправке 13 тыс. подписей – это собранные в Москве и прилегающих областях. Всего акция проходила в 43 регионах от Калининграда до Камчатки, и многие регионы отправляют свои подписи самостоятельно. Иногда студенты сами распечатывали из Интернета бланки подписных листов, заполняли их и пересылали правозащитникам. В некоторых вузах студенты пытались собрать подписи со своих ректоров и деканов. В регионах подписались 8 ректоров университетов, а в Москве – только научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Лидер МПД Андрей Юров считает, что пока от службы в армии студентов, сами того не желая, спасли пенсионеры. Закон об отмене отсрочек, по информации правозащитников, планировалось внести в Госдуму в нынешнюю весеннюю сессию, но власть испугалась протестов бывших льготников, и отсрочки решили отменять постепенно. На очереди коммерческие вузы, где укрывается от армии значительное число молодых людей. Цель правозащитников – донести до власти позицию граждан и мобилизовать молодежь на акции протеста в случае, если на отмену отсрочек все же решатся. Правда, в студенческую солидарность Андрей Юров не верит, «скорее будет злорадство, что у меня хватило денег поступить в государственный вуз, а у него нет – пошел в коммерческий. Вот пусть теперь в армии пухнет».

"