Posted 13 мая 2013,, 20:00

Published 13 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:56

Updated 8 марта, 04:56

Рублем больнее

13 мая 2013, 20:00
Ко второму чтению законопроекта о защите религиозных чувств парламентарии подготовили новые формулировки для уже существующей 148-й статьи УК РФ. В новой редакции будет предусмотрена ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующ

В измененной редакции статьи парламентарии предусмотрели ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу: штрафы в размере до 300 тыс. рублей, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо лишение свободы на срок до одного года. Если такие действия совершены в местах религиозного почитания, богослужения и проведения других религиозных обрядов, штраф может составить до полумиллиона рублей. Срок привлечения к обязательным работам увеличен до 480 часов, а срок лишения свободы – до трех лет с возможным ограничением свободы на срок до одного года.

Законодатели собираются также прописать санкции за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению религиозных обрядов и церемоний в виде штрафа до 300 тыс. рублей, обязательных работ на срок до 360 часов или исправительных работ до одного года, а также ареста на срок до трех месяцев. Если же эти действия совершены с использованием служебного положения либо с применением или угрозой применения насилия, нарушителя закона могут оштрафовать до 200 тыс. рублей либо наказать исправительными работами на срок до 480 часов, или лишением свободы на один год.

Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов отметил, что в работе над усовершенствованием законопроекта принимали участие все заинтересованные стороны. «Поправки ко второму чтению – это результат работы депутатов Госдумы, сенаторов, представителей общественности, религиозных организаций, экспертов и юристов. Мы вместе с профильным комитетом Госдумы по уголовному законодательству в итоге нашли те формулировки, которые не допускали бы новой конкуренции норм в УК и предложили использовать действующую статью УК 148, где идет речь об ответственности за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий», – заявил либерал-демократ Ярослав Нилов, уточнив при этом, что наказывать будут именно за умышленное действие, которое совершается с целью оскорбления религиозных чувств.

Депутаты еще намерены в десятки раз увеличить наказание за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Соответствующие поправки пропишут в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). За воспрепятствование осуществлению этих прав штраф для граждан составит от 10 до 30 тыс. рублей, для должностных лиц – от 50 до 100 тыс. рублей. Сейчас штрафы за эти деяния составляют от 100 до 300 рублей, и от 300 до 800 рублей соответственно. За умышленное же публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков и эмблем мировоззренческой символики и их порчу или уничтожение гражданам придется заплатить штраф от 30 до 50 тыс. рублей.

Стоит отметить, что законопроект о защите религиозных чувств верующих был внесен в конце сентября 2012 года представителями всех четырех думских фракций. В первом чтении документ был принят в начале апреля этого года. Одним из наиболее спорных пунктов было введение в УК новой статьи, предусматривающей наказание за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и осквернение объектов и предметов религиозного почитания. Рассмотрение поправок ко второму чтению законопроекта профильный комитет ГД по законодательству проведет 16 мая, после чего он будет вынесен на обсуждение палаты.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НИ», что отказаться от своей же идеи введения отдельной статьи в УК парламентариев заставило то, что в итоге могли пострадать те, кого изначально хотели защитить. «Введение отдельной статьи было бы прямой дорогой в Конституционный суд или Страсбургский суд по правам человека, так как у нас все-таки светское государство. Поэтому решили воспользоваться старой проверенной схемой», – отметил политолог. По мнению эксперта, в Думе отказались от введения отдельной статьи, потому что некоторые формулировки в законе могли способствовать появлению очень непростых ситуаций. «Сначала хотели резко расширить возможность по привлечению к ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих всех конфессий и в то же время не затронуть самих представителей этих конфессий. За любую критику в резкой форме можно оказаться в своеобразной ловушке. Если бы законодательная норма была распространена на всех, тогда критики не должно было быть в принципе. То есть если бы православный священник раскритиковал, например, иеговистов, его также можно было бы привлечь к ответственности», – поясняет г-н Макаркин.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что, по сути, от своей идеи депутаты не отказываются. «Они меняют формат, но делают это потому, что идея введения отдельной статьи за оскорбление религиозных чувств верующих изначально выглядела одиозной. Среди сторонников закручивания гаек и жесткой линии есть как радикалы, так и умеренные, которые в процессе обсуждения этого вопроса не раз отмечали, что отдельная статья не нужна, потому что в Уголовном кодексе существуют статьи, которые и так позволяют защищать чувства верующих. И это не только 148-я статья, но и, к примеру, статья 243, которая охраняет памятники культурного и религиозного наследия. Я так понимаю, наши законодатели пришли к выводу, что конкретно чувства верующих как абстрактную категорию защищать с помощью Уголовного кодекса нельзя, поэтому будут прописывать, детализировать составы правонарушений, которые моральные аспекты не включают», – заключил политолог в беседе с «НИ».

"