Posted 13 мая 2008,, 20:00

Published 13 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:01

Updated 8 марта, 08:01

Подпольные привилегии

Подпольные привилегии

13 мая 2008, 20:00
Как стало известно «НИ», Министерство внутренних дел подготовило законопроект об ограничении оборота спецсигналов, устанавливаемых на автомобили. Купить мигалку или «крякалку» можно будет только по специальному разрешению. По мнению экспертов, покончить с «незаконными» мигалками удастся лишь при запрете «законных», кро

Законопроект переводит световые и звуковые спецсигналы в разряд лицензируемых товаров. Продавать их можно будет только в специально отведенных для этого местах, как, например, оружие, а для покупки потребуется разрешение. Разрешение понадобится также для производства спецсигналов и ввоза их из-за рубежа. При этом к спецсигналам приравняют все устройства, напоминающие их по форме. Как сообщил «НИ» замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин, в Госдуму законопроект внесут нынешней осенью.

По данным ГИБДД, в минувшем году милиционеры выявили 1 тыс. 565 незаконно установленных мигалок. Между тем в 2006 году общее количество легальных автомобилей со спецсигналами было ограничено 1 тыс., не считая транспорта экстренных служб с цветографической раскраской. В МВД точное количество машин с мигалками на наших дорогах назвать затрудняются, однако утверждают, что квота не превышена. При этом почти все машины с мигалками находятся в Москве. «Даже машины, закрепленные за губернаторами, используются в столице, потому что в регионах проблем с проездом нет», – говорит Владимир Кузин.

Между тем даже приблизительное количество используемых «незаконных» мигалок г-н Кузин назвать затруднился. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что их как минимум в 3–4 раза больше, чем «законных». А когда автомобиль с «незаконной» мигалкой останавливают милиционеры, многие «откупаются или используют связи», так как спецсигналы устанавливают «не простые граждане, а чиновники или криминализованные бизнесмены», которые «могут рассчитывать на индульгенцию».

Незаконная установка мигалок и «крякалок» карается штрафом в 2,5 тыс. рублей с граждан и 400–500 тыс. рублей с организаций с конфискацией самого «орудия преступления». Кроме того, водитель, управлявший таким автомобилем, лишается прав на срок от года до полутора лет. Однако спецсигнал позволяет водителю игнорировать правила дорожного движения, например, ехать на красный свет или объезжать «пробку» по встречной полосе. Правда, за высокую скорость движения приходится расплачиваться повышенной аварийностью. По данным МВД, ежегодно в ДТП попадает каждый пятый автомобиль с мигалкой по сравнению с каждым сотым из числа не имеющих спецсигналов.

В настоящее время никаких ограничений на продажу спецсигналов в России не существует. Стандартная мигалка экстренных служб со стоваттным динамиком и микрофоном обойдется в 2,5–3 тыс. рублей, мигалка с двухсотваттной «крякалкой» – в 4–5 тыс. рублей. Встречается также спецсигнал на лобовое стекло за 2,9 тыс. рублей, который мгновенно крепится на присоски и также мгновенно отлепляется. В рекламе подчеркнуто, что вспышки такой мигалки «видны лишь участникам движения, расположенным перед вами, и не видны сотрудникам ДПС, стоящим на обочине». В МВД говорят, что ответственность наступает только в тот момент, когда водитель установил мигалку на крышу либо внутрь салона и присоединил провода к источнику питания. Если провода не подсоединены, мигалка считается муляжом, и никакого наказания за это не будет. Равно как и если спецсигнал найдут в багажнике автомобиля, так как его хранение также ненаказуемо.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, "НИ"

Грядущий запрет на свободную продажу мигалок может вызвать повышенный спрос на них в ближайшие месяцы. Как пояснил «НИ» экс-начальник ГАИ, а ныне сенатор от Карелии Владимир Федоров, многие поспешат купить спецсигнал «про запас», когда закон начнут принимать. «Так происходит с импортом праворульных машин, который всегда возрастает, когда начинают говорить о его запрете». В дальнейшем же мигалки будут завозить из стран ближнего зарубежья, где никаких запретов на их производство и продажу нет. Поэтому г-н Федоров считает, что уменьшить количество спецсигналов через ограничение их оборота не удастся.

Виктор Похмелкин, в свою очередь, полагает, что «незаконные» мигалки исчезнут с дорог лишь тогда, когда исчезнут «законные», а высокопоставленные чиновники начнут ездить либо с милицейским сопровождением, либо как простые водители. «Нужно просто запретить машинам неэкстренных служб иметь мигалку», – убежден г-н Похмелкин. Иначе лицензию на покупку мигалки будут покупать так же, как саму мигалку. Владимир Федоров с таким радикализмом не согласен и считает, что нужно воспитывать сознательность. По его словам, в Италии еще больше машин с мигалками, но включают их только тогда, когда «действительно нужно куда-то срочно проехать по работе».

"