Posted 13 марта 2007,, 21:00

Published 13 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 02:19

Updated 8 марта, 02:19

Звездные войны

Звездные войны

13 марта 2007, 21:00
Звездные войны
Сюжет
Выборы

На прошедших выборах в региональные законодательные собрания наши граждане, как всегда, голосовали сердцем. Никакой иной способ народного волеизъявления в стране почему-то не приживается. Ведь что такое голосование сердцем? Это голосование не за политические программы – их содержание избирателям неинтересно. Еще меньше оно волнует партийных идеологов, выбрасывающих на предвыборный рынок набор общеупотребительных лозунгов. Голосование сердцем – это выражение симпатий к лидеру партии и нескольким персонажам из верхней части избирательного списка. Пройдет немного времени, и за места в этом списке в преддверии новой, теперь уже парламентской, кампании развернется острая внутрипартийная борьба. Будут брошены на весы политический опыт претендентов, их влиятельность, лоббистский ресурс, стаж пребывания во властных структурах (само собой, не обойдется тут без интриг и скандалов). Но три-четыре человека станут подлинным украшением списка и попадут в него совершенно вне всякого конкурса. Это, например, популярные артисты. Иные из них по итогам воскресного голосования уже вошли в местный депутатский корпус. Учитывая сценическое происхождение новоявленных законодателей, расхожее выражение «региональные выборы – генеральная репетиция парламентских» следует понимать буквально. А свежий состав законодательных собраний отчасти есть основания именовать «труппой». Или «сборной командой», если принять во внимание количество знаменитых спортсменов, успешно защитивших в регионах честь тех или иных партийных флагов.

Но главное состязание впереди. Режиссер Юрий Грымов, артисты Игорь Старыгин и Евгений Жариков, олимпийский чемпион Евгений Плющенко и прославленный хоккеист Александр Якушев поведут к победе «Справедливую Россию». А телеведущий Вальдис Пельш, режиссер Марк Розовский, писатели Эдуард Успенский, Мария Арбатова и Татьяна Устинова прибавят сил «Гражданской силе». Кто кого одолеет? Старыгин – Розовского? Грымов – Арбатову? Эти «звездные войны» мы скоро увидим. Зачем известные артисты (спортсмены, литераторы и т.п.) идут в политику? И почему население голосует за них?

Мотивация первых ясна. Для них приобщение к власти – знак признания профессиональных заслуг. Еще одна награда за успехи на сцене, хоккейной площадке, в писательстве. Горбачевский Съезд народных депутатов СССР был наводнен шестидесятниками: Евтушенко, Коротич, Лавров. В Верховном совете ельцинского созыва тешили творческое самолюбие Басилашвили, Куркова, «взглядовцы» чуть ли не в полном составе. В нынешней Думе получают прибавку к артистической славе Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум, нагуливает политический вес трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин. Полезность и незаменимость этих людей на государственных постах – тема отдельная.

Нетрудно понять и упорство, с каким российский обыватель норовит выбрать себе в поводыри то артиста, то летчика-космонавта, то известного телеведущего. Их выводит во власть неизбывная массовая вера в чудо. И всеобщая тоска по герою, способному это чудо сотворить. Вот уж он-то покончит с коррупцией (ликвидирует социальное неравенство, повысит пенсии, снизит налоги, вернет бесплатную медицину, накормит семью хлебами всех страждущих, даст каждому, чего у него нет)! Только он, больше некому! Востребованность именитых маргиналов, тут и там удостоверяемая результатами голосования, – от нарастающего разочарования в статусных политиках. Чиновничье или партийное тавро на челе кандидата во власть – знак его непригодности к сотворению чуда. С трудом дается понимание, что все как раз наоборот: встроенность в систему, укорененность в политической элите в современных российских реалиях является если не залогом, то первейшим условием хотя бы мало-мальски эффективного участия в государственном управлении.

Прекраснодушная вера в способность, к примеру, деятеля культуры этой культурой руководить, слава богу, хоть изжита в правительственных верхах. Из артистов в министры – это многих бесславный путь. У нас его, страдая от административной немощи, прошли Николай Губенко и Юрий Соломин, на Украине подобного опыта хлебнул Богдан Ступка, в Латвии – Раймонд Паулс.

Погодите, а как же Арнольд Шварценеггер? Почему голливудская суперзвезда нормально правит штатом Калифорния, а российский артист Михаил Евдокимов, выбравший ту же стезю, был, увы, не слишком успешным губернатором? Отвечу. У меня есть сильное подозрение, что глава Калифорнии не семи пядей во лбу. Только все дело в том, что нигде – ни в Калифорнии, ни на просторах Техасщины и Аризонщины – губернатор не отвечает головой за сев озимых и подготовку к отопительному сезону. Американская машина власти так отлажена, что способна функционировать в автоматическом режиме. И кто бы ни стоял у ее руля, чувствительных сбоев она не даст. Российские же регионы управляются вручную. Каковы эти руки, таков и результат.

Партийная мобилизация звезд на предвыборный фронт – это апелляция к зрительскому сообществу (и не к самой взыскательной его части), а не к сообществу зрелых, мыслящих граждан, отвечающих за свой свободный выбор. Рекрутируемые во власть певцы, юмористы, авторы детективного чтива, прочие популярные персонажи в эстрадном или каком ином обличье – все они дети «Аншлага» в кавычках и без. Аншлаг – символ массовых настроений, массовых политических вкусов, массовой тяги к простым решениям. И массовой веры в чудеса, вечный спутник которой – массовое разочарование.



Автор – публицист, политический обозреватель «Российской газеты»

"