Posted 13 марта 2005,, 21:00

Published 13 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Ход Гарри

13 марта 2005, 21:00
В четверг поздно вечером после победы на супертурнире в Линаресе о своем уходе из спорта публично объявил 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. И сообщил, что намерен целиком и полностью сосредоточиться на политике. Это заявление вызвало весьма бурную реакцию у представителей правой оппозиции, пребывающей в пои

Гарри Каспаров в политике не новичок. Еще в мае 1991 года г-н Каспаров вместе с Николаем Травкиным и Геннадием Бурбулисом основали Демократическую партию России (ДПР). Но вскоре чемпион мира по шахматам перешел во внутрипартийную оппозицию, создав вместе с Аркадием Мурашовым Свободно-демократическую фракцию, которая вышла из состава ДПР, расколов ее на несколько антагонистических лагерей. Часть членов Демпартии уже осенью 1991-го примкнула к основанной г-ном Каспаровым коалиции политических партий «Либеральный союз». В том же году г-н Каспаров основал фонд «Свобода и собственность», вложив в него собственные средства и снабдив его идеологией. На этом Каспаров-политик поставил многозначительную запятую, вновь полностью погрузившись в мир черно-белых фигур.

В 1997 году он согласился стать финансовым советником генерала Александра Лебедя, который инициировал создание союза «Третья сила» и Российской народно-республиканской партии. После очередного спада активности г-н Каспаров вернулся в большую политику уже как самостоятельная фигура в январе 2004 года, основав оппозиционный общественный «Комитет-2008. Свободный выбор». Изначально предполагалось, что комитет станет своего рода «мозговым центром» российских либералов, а также площадкой для их консолидации в единую политическую структуру. Но помимо пресс-релизов и открытых писем, критикующих власть, в частности за дело ЮКОСа, от комитета не дождались ничего эпохального.

Но г-н Каспаров руки не опустил. Объявляя на прошлой неделе об уходе из большого спорта, он подчеркнул, что намерен бороться с антидемократическим режимом в России. Решение шахматного короля «Новым Известиям» прокомментировала его мать Клара Каспарова. Отвечая на вопрос, готовится ли новая политическая партия с участием г-на Каспарова, она ответила: «В никуда никогда никто не уходит – это удел здравомыслящих людей. Это – естественный уход, о котором знали только я и его менеджер».

О том, что шахматист прервет свою спортивную карьеру после турнира в Линаресе, впрочем, знал еще и независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков, рассматриваемый некоторыми аналитиками как потенциальный лидер правой оппозиции. «Для меня это не новость, – заявил он «НИ». – В демократическом движении нужны свежие люди и свежие мысли. Я вполне допускаю, что г-н Каспаров мог бы стать лидером этого движения». Он также заявил, что в течение ближайших 2–3 недель у них с Каспаровым оформится собственный план объединения правых. «Этот план рассматривается наряду с другими предложениями в Комитете-2008, но пока я не могу рассказать его детали», – резюмировал г-н Рыжков.

А вот член политсовета СПС Борис Надеждин прокомментировал «НИ» решение г-на Каспарова так: «Для шахмат это плохо, для политики – хорошо». И добавил, что гроссмейстер обладает уникальным набором данных, похвастаться которым может далеко не каждый публичный политик. «Он не был чиновником, поэтому он неуязвим, на него реально нет компромата, – заявил г-н Надеждин. – К тому же он может позволить себе быть по-хорошему отмороженным, всячески подчеркивая аллергию на президента. Правые, безусловно, связывают с ним будущий партийный проект».

"