Posted 13 февраля 2006,, 21:00

Published 13 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Судебный приступ

Судебный приступ

13 февраля 2006, 21:00
В понедельник Федеральная служба судебных приставов сообщила, что за 2005 год на четверть выросло количество граждан, уклоняющихся от явки в суд. Этот показатель стал иллюстрацией общего отношения россиян к отечественной Фемиде. По данным социологов, треть граждан считают суды и прокуратуру главным источником коррупции
Сюжет
Суды

Вчера Федеральная служба судебных приставов (ФССП) подвела итоги прошедшего года. «В 2005 году в два раза возросла нагрузка на органы ФССП России в части исполнения приводов лиц, злостно уклоняющихся от явки в суд и к судебному приставу-исполнителю», – говорится в заявлении пресс-службы ФССП. При этом всего за год количество граждан «злостно уклоняющихся от явки в суд» выросло сразу на 23%. Объяснить такой резкий рост уклонистов одной лишь несознательностью россиян трудно. Скорее причины кроются в общем недоверии граждан к отечественной Фемиде. Это подтверждают и данные социологических исследований. Так согласно исследованиям Фонда «Общественное мнение», россияне ставят суды и прокуратуру на третье место по уровню коррупции после милиции и ГИБДД. Об этом в конце декабря 2005 года заявили 32% опрошенных. А по данным «Левада-Центра» 73% россиян серьезно опасаются, что они и их близкие могут пострадать от незаконных действий судов и правоохранительных органов. «У нас в стране не привыкли уважать суд, – сообщил «НИ» Юрий Левада. – Люди не считают его объективным и даже полагают, что он в какой-то мере «заказной» и работает либо по распоряжению властей, либо тех, кто, грубо говоря, заплатил. Граждане со своими нуждами и требованиями боятся обращаться в суды, не веря, что смогут добиться правды».

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Свою лепту в процесс падения доверия к судебной системе внесли и сами судебные приставы. В теленовостях мы частенько видим, как сотрудники ФССП штурмуют офисы банков и нефтяных компаний. Но на практике, когда дело доходит до исполнения судебных решений в пользу простых граждан, люди в камуфляже почему-то не проявляют такой активности. По данным правозащитных организаций, количество неисполненных решений судов всех уровней в последнее время становится критическим. По некоторым видам судебных дел неисполнение решений, по оценкам экспертов, достигает 80–90%. Правозащитники называют эту ситуацию не иначе как «дискредитацией судебной системы». Известны факты неисполнения судебных решений в течение четырех-пяти лет. Так, в прошлом году только по Читинской области и республикам Чувашия и Татарстан с помощью правозащитников жители отсудили более 2,5 миллионов рублей компенсации морального вреда. Деньги на руки из них получили всего два человека: 5 тысяч рублей в Казани и 45 тысяч рублей в Чувашии. Вот несколько конкретных примеров.

В Казани предприниматель Николаев еще в 2003 году отсудил 45 тысяч рублей за незаконное нахождение в течение трех месяцев в СИЗО за преступление, которого не совершал. В июне прошлого года ему удалось отсудить еще 90 тысяч рублей. Но ни той, ни другой суммы на руки он так и не получил. Жителя Чебоксар Роберта Валерианова в марте 2004 года заподозрили в краже. Два дня мужчина провел в изоляторе, после чего его отпустили под подписку. Но и на этом беды не закончились: в квартире Валерианова провели обыск, а его самого уволили с работы. В мае того же года дело закрыли за отсутствием состава преступления. С помощью правозащитников Валерианов отсудил пять тысяч рублей вместо заявленных пятидесяти тысяч. Впрочем, и этих денег он так и не получил. И таких историй много.

По инициативе нескольких правозащитных организаций 10 февраля в 9 регионах России стартовала акция «Получи свое у государства!». Организаторы поясняют, что их главная задача – помочь россиянам, столкнувшимся с неисполнением решений судов, наказать виновных чиновников и получить деньги за причиненный моральный и имущественный вред. До 27 февраля правозащитники из Читинской, Пермской, Свердловской, Самарской и Ульяновской областей, республик Марий Эл, Коми, Татарстан и Чувашия будут принимать граждан, которые не в силах добиться исполнения судебных решений. «Если у человека на руках имеется неисполненное решение суда, он может смело рассчитывать на нашу помощь. Юристы изучат все документы, установят причины, по которым судебное решение не исполнено, и в случае неисполнения этих решений по вине должностных лиц обжалуют эти действия или бездействия в суде», – сообщил «НИ» представитель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «АГОРА» Дмитрий Колбасин. «Гражданину добиться исполнения решения суда нереально», – сообщил правозащитникам источник в одном из управлений судебного департамента при Верховном суде РФ, сославшись на то, что в первую очередь судебные приставы занимаются исполнением решений арбитражных судов и налоговых претензий. «В последнее время слишком часто приходится слышать от людей, что проще искать помощи и защиты у бандитов, чем добиваться правды в суде, а добившись, получить дырку от бублика», – говорит председатель правления Союза правозащитных организаций Свердловской области Владимир Попов.



Почему россияне не хотят идти в суд?

Адвокат Павел АСТАХОВ:

– Прежде всего люди боятся суда. И для этого есть ряд причин: они опасаются, чтобы «явка» не обернулось против них; не знают, как себя вести в суде, а также имеют ложное представление о судебной системе и о судопроизводстве. Граждане слабо информированы относительно того, что такое суд, что такое правосудие. Для того чтобы переломить эту тенденцию нужно реально заниматься правовым просвещением, то есть элементарным юридическим ликбезом. Нужна пропаганда. Плюс ко всему необходимо, чтобы люди активно участвовали в осуществлении правосудия. У нас уже ввели суды присяжных, и я, например, считаю, что в гражданских процессах тоже надо их ввести. Тогда люди поймут, что они сами участвуют, и доверие к суду будет увеличиваться.

Заместитель председателя Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия
Сергей ВИЦИН:

– Цифры статистики не могут так резко измениться за год. В данном случае можно предположить, что либо изменились формы деятельности службы судебных приставов, либо поменялись какие-то мотивировки, которыми они руководствовались. Мне кажется, что эти изменения не отражают реальный процесс. Что касается данных социологических исследований, особенно когда речь идет о лицах, которые обращались в суд, то надо учитывать специфику функционирования судебной власти. Перед судом стоит нелегкая задача: определить, кто прав, а кто нет. В результате половина людей всегда будет неудовлетворенной. Кстати, в том, что люди перестали доверять судам, косвенно виноваты и СМИ. В прошлом люди более позитивно оценивали социальные процессы, хотя на самом деле были и коррупция, и хищения, и злоупотребления чиновников. Но все эти факты раньше скрывались, и они просто не могли попасть в СМИ. Теперь у людей появился доступ к ним. Конечно, судебная система, которая функционирует сейчас, серьезно отличается от той, которая существовала 15 лет назад. И в целом отличается в лучшую сторону. Хотя она обрела и новые негативные черты.

Председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте России
Элла ПАМФИЛОВА:

– Общество недовольно качеством судебной системы, ее закрытостью и недоступностью. Потом у нас еще нет закона о защите свидетеля, и люди чувствуют себя неуверенно. Серьезные, нормальные люди опасаются за себя. Также можно говорить и о низкой гражданской сознательности, но она является ответной реакцией общества на качество работы и справедливость судебной системы.

Подготовили Евгения ЗУБЧЕНКО, Марьям МАГОМЕДОВА

"