Posted 13 января 2004,, 21:00

Published 13 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Леонид ГРИГОРЬЕВ

Леонид ГРИГОРЬЕВ

13 января 2004, 21:00
Думе есть о чем подумать

Четвертая Государственная дума начинает свою работу. Неожиданный результат выборов в нее уже заставил задуматься о будущем экономических реформ в стране. Дело не только в «исчезновении» праводемократического крыла в Думе. Вопрос в другом – для чего нужно нынешнее конституционное большинство и как оно будет функционировать. И еще вопрос в диагнозе: эта политическая конфигурация пришла случайно или отражает состояние общества. Каковы цели реформ на данном этапе и каковы риски при их проведении?

Во-первых, конституционное большинство чисто технически проводит в жизнь любой закон, внесенный своим правительством. Отсюда вопрос о качестве будущих проектов законов, поскольку масса опытных политиков, экономистов и международников Думу покинули – дочищать «завалы» теперь будет трудно, особенно первое время. В результате на исполнительную власть ложится еще большая ответственность, чем раньше, и на уровне разработки законопроектов, и на уровне их внесения в Думу.

Во-вторых, за десять лет накопилось некоторое количество полезных поправок в законы, которые требуют для своего принятия конституционного думского большинства. Это могло бы касаться укрепления прав собственности. Или вопроса о неравномерности регионального развития, что, в свою очередь, может сделать актуальной проблему укрупнения регионов. Дело это сложное, но 89 регионов при 145-миллионном населении страны – это перебор по мировым стандартам. Однако в любом случае важно удержаться от соблазна быстро разрешить все насущные проблемы страны. И общественная дискуссия должна бы компенсировать нехватку борьбы мнений в Думе. Это прежде всего в интересах общества, в интересах россиян.

В-третьих, приоритеты реформ на 2004 год известны: военная реформа, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и проблема Калининграда. Набор понятный, их объединяет одно очень важное обстоятельство – все они затрагивают насущные интересы практически всего населения страны. Тут понадобится осторожность. Всегда есть опасность создать «жутко реформаторскую» концепцию, издержки внедрения которой могут не скоро окупиться. Честно говоря, я больше всего боюсь за образование – среднее и высшее (и среднее специальное, которое у нас сейчас едва-едва живет). Мы унаследовали два национальных ресурса – человеческий и природный капитал, но жить пока пытаемся исключительно за счет второго.

От выбора типа развития и его методов будет зависеть состояние гражданского общества, которое не может освободиться от пореформенного неравенства доходов и богатства и разрозненности интересов среднего класса: бюрократов, торговцев и интеллигенции. Без расширения свободы предпринимательства, без увеличения возможностей деловой и научной самореализации невозможна широкая модернизация страны и невозможно адекватно ответить на вызовы XXI века. Демократия – это не только форма власти, но и условие модернизации экономики и совершенствования общества. Необходимо помнить еще одно: проведение устойчивой экономической политики предполагает высокое качество государства, низкую коррупцию, единство элит в вопросах о методах и целях реформ. В этой сфере трудно ждать немедленной помощи от Думы, но именно тут лежит выбор будущего. Теперь самое время подумать о будущем. Причем о будущем на несколько поколений вперед, а не на один электоральный цикл.

Автор – президент Ассоциации независимых центров экономических исследований.

"