Posted 13 января 2004,, 21:00

Published 13 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Узда для прессы

13 января 2004, 21:00
Вчера социологическая служба ROMIR Monitoring обнародовала результаты исследования, посвященного «доверчивости» россиян. Наши соотечественники в большинстве своем поддерживают президента и одобряют цензурирование СМИ.

В рейтинге доверия на первом месте с большим отрывом стоит президент. Ему доверяют 50 % опрошенных. Следом идет церковь – 14%. Третье место поделили с 9% СМИ, правительство и армия. Что касается доверия к различным видам СМИ, то лучшие результаты у центрального телевидения, которому доверяют 39%. Следом идет центральная пресса – 8%, центральное радио – 7%, региональное телевидение – 4% и региональная пресса – 3%. Интернет набрал 2%, а 20% опрошенных заявили, что не доверяют никаким СМИ. Введение цензуры готовы поддержать 76% опрошенных, против нее выступают 19%. Активнее всего за цензуру высказывались женщины старшего возраста, против – респонденты с уровнем дохода выше среднего. Опрос проводился по всей стране, были опрошены 1500 человек старше 18 лет.

Профессор кафедры Социологии журналистики факультета журналистики МГУ Ирина Фомичева считает, что в низком доверии со стороны общества и в желании восстановить цензуру виноваты сами СМИ, хотя результаты исследований – это следствие «суммы факторов, объективных и субъективных». СМИ виноваты в том, что с началом реформ не помогли незнакомому с товарами и услугами населению разобраться в этих товарах и услугах, а вместо этого «вылили поток рекламы, за содержание которой они не отвечали». Потерявшие деньги в МММ и прочих финансовых пирамидах «не могут не считать рекламировавшие их СМИ сообщниками, ответственными за то, что случилось». Люди все это помнят, помнят и «черный PR», когда СМИ беззастенчиво поддерживали одних политиков и топили других. Доска бесплатных объявлений

Телевидение, по мнению профессора МГУ, пользуется наибольшим доверием просто потому, что его больше смотрят. «Телевизор ежедневно смотрят 91% населения, а газеты изо дня в день читают лишь 24%». В то же время 18% людей не читают газеты вообще. А остальные читают, главным образом, местную прессу. Аудитория центральных газет в регионах близка к нулю. Местной же прессе не доверяют потому, что считают ее подконтрольной начальству. А по отношению к центральной прессе многие испытывают иллюзии, что в этих газетах как-то по-другому.

А что касается цензуры, то, с одной стороны, проявляет себя «не сильно либеральное российское массовое сознание». А с другой – многие СМИ действительно стали работать «ниже пояса». И люди рассматривают цензуру «не как борьбу с политическим инакомыслием, а как узду, которая заставит СМИ соблюдать нормы приличия и морали». Именно поэтому так активно поддерживают цензуру женщины старшего возраста – «они боятся за детей и внуков, которым все это попадается на глаза».

"