Posted 13 ноября 2021, 12:47
Published 13 ноября 2021, 12:47
Modified 7 марта 2024, 13:04
Updated 7 марта 2024, 13:04
Писательница Людмила Петрушевская из-за исков российской прокуратуры о ликвидации признанного иноагентом общества «Мемориала» приняла решение отказаться от звания лауреата Государственной премии, которую ей в 2002 году вручил Путин за пьесу «Московский хор». Об этом она заявила на своей страничке в ФБ.
Учитывая всемирную известность Петрушевской, произведения которой переведены на десятки мировых языков, это решение будет, без сомнения, иметь огромный резонанс.
Объяснение причин своего поступка Петрушевская сделала в двух постах, написав:
«Я учила испанский. Я же ведь была названа Долорес. Это мое настоящее имя. От слова «страдание».
В 15 лет я попросила маму поменять в паспорте это имя, меня за него травили советские дети в пионерлагерях. Я всегда называла себя Люся.
Когда я выросла, я работала в звуковом журнале «Кругозор». Делала пластинки.
И я работала над звуком того диска, который был у меня посвящен испанскому узнику, проведшему в одиночке 23 года. После смерти диктатора Франко его выпустили и чтили как героя: он не давал показаний против своих.
Он потом давал показания, путешествуя по всему миру. Его слушали. О нем написали пьесу и ее играли в театрах. Я вставила в свою пластинку (6 минут) страшную запись: крик ребенка, когда началось ташкентское землетрясение. Его отец проверял работу магнитофона, и этот детский вопль записался.
И еще я вставила туда испанскую песенку, которую выучила на уроках:
Мемориа, мемориа, долоре-долор.
Память, память, страдание-боль.
Мою пластинку запретили. Тогда.
У меня сейчас отбирают «Мемориал», память об осужденных и расстрелянных, о брошенных под грузовик и умерших голодной смертью, о замороженных в грузовиках по пути от лагеря к лагерю, о замученных пытками на Лубянке и на Колыме, о забитых недавно на улицах, в вагонзаках и в мили-полиции. О сидящих в заключении по сфабрикованным, фальшивым делам. О тысячах таких заключенных, опасных для властей.
Пусть на меня снова заводят дело об оскорблении президента.
Я отказываюсь от звания лауреата Государственной премии. Потому что мне вручал значок, коробку и букет президент Путин.
За пьесу, посвященную тем, кто не вернулся из лагерей. За память о них.
Он не знал, за что мне дают звание лауреата Госпремии, он не читал мою пьесу «Московский хор» и, хоть я его пригласила, не пришел в Театр Европы на спектакль (как приходил Горбачев с женой, и зал МХАТа стоя - вместе со своим Президентом - пятнадцать минут аплодировал стоявшим на сцене людям и великому Олегу Ефремову).
Просто так Путин протянул мне свидетельство, коробку со значком и букет.
Память - страшная, оказывается, для нынешних руководителей вещь, для Путина, раз ее запрещают. Мемориал.
Ну и меня и моих детей запретят. Их дела, их тексты. Мои книги и спектакли.
Но Память!
***
Не подсказывайте, я знаю, куда девать мой значок отказника-лауреата Госпремии и ту тысячу долларов, которую мне заплатили в качестве премиальных за мой питерский спектакль «Московский хор» (премия была 13 тысяч$, ее получили мы все - 12 человек, плюс один работник театра, друг главного, не имевший отношения к спектаклю, но, по мнению Додина, « ему было пора».). Как раз 13 чел.
Я не выкину свой маленький значок, награду за великий спектакль «Московский хор», значок, который никогда не надевала - а отдам его в музей. Если Литмузей примет (...). Руководство там последнее время как-то плоховато ко мне относится. Не стали, к примеру, делать мне юбилейную выставку. А Музей Москвы сделал.
И есть два музея, где хранятся мои работы.
В сущности, все награды в конце концов становятся тем, что несут на похоронах. Ну не нести же перед моим гробом (или за ним, не в курсе) отказной значок!
Орденов у меня нет, была нагрудная медаль на ленточке - члена Баварской академии искусств, но потерялась при переездах.
А наградные бюсты нести - люди не поймут. Процессия тащит фигурки? Копию Оскара, Малого Золотого (юмористического) Остапа, к примеру, или бюст Всемирной премии фантастики из Нью-Йорка, фигуру иновлияния весом в три кг.?
Деньги, как всегда, идут моим инвалидам.
Дети мои, я знаю отчаянное положение многих, но тут уж оно такое отчаянное, что надо кидаться на помощь.
Спасибо всем инакомыслящим, сочувствующим «Мемориалу».
Мы любим друг дружку. Нас много. Наши друзья сидят в заточении. Но.
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
Александр Пушкин»
Напомним, что по мнению Генпрокуратуры, «Мемориал» неоднократно нарушил законодательство об «иностранных агентах», а также оправдывал экстремистскую и террористическую деятельность, рассказывая о политически мотивированных делах. В связи с этим на сайте Change.org создана петиция с требованием прекратить преследование «Мемориала», в которой говорится:
«Мы считаем, что попытка ликвидировать крупнейший российский центр защиты прав человека — однозначный сигнал всему гражданскому обществу и всем некоммерческим организациям. Вот как вы можете помочь «Мемориалу» в этой ситуации:
— расскажите всем знакомым об исках прокуратуры и их последствиях: огласка и общественная поддержка защищает…»
*Внесен в список иностранных агентов в РФ