Posted 12 ноября 2013,, 20:00

Published 12 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Двойная игра

Двойная игра

12 ноября 2013, 20:00
У глав регионов последнее время появилось новое развлечение под кодовым названием «у кого выше рейтинг доверия». Парадоксально, но единодушная любовь народа к своим руководителям одновременно показала и некий спад доверия к федеральной власти. Причины этого, по-видимому, кроются в возвращении год назад системы прямых в
Сюжет
Выборы

Похоже, что перспектива «прозрачности выборов» (что в принципе не должно пугать нормального менеджера) напрягла некоторых губернаторов. Решив подстраховаться, они избрали достаточно странную стратегию: завоевывать симпатии не реальными делами, а тиражированием своего образа в стиле соц-арта. Вот, например, успешный менеджер открывает новое производство; вот он перерезает ленточку в высокотехнологичном отделении больницы или сельского ФОКа. При этом покорные местные СМИ трубят об этом как о личном достижении, мягко спрятав внутри сюжета тот факт, что больничное отделение оснащено на средства ФЦП, а новый цех – заслуга в первую очередь частного бизнеса.

Да, в желании покрасоваться нет ничего плохого. Но тут проблема в другом: оказалось, что, кроме как «торговать лицом», они больше ничего не умеют. И хуже того, что своей близорукой политикой и желанием заработать очки они сильно подставляют федеральный центр, будучи не в состоянии решить ни одну проблему. Таких историй не так уж мало. Памятна ситуация в Пикалево Ленинградской области, когда отчаявшиеся рабочие перекрыли федеральную трассу. А уже этим летом не менее отчаявшиеся работники Енисейского фанерного комбината (Сосновоборск) были вынуждены обратиться с письменной просьбой о помощи к президенту. Госбанк ВТБ требовал с комбината возвращения кредита, поставив тем самым госпредприятие на грань банкротства. Другая история была в Волгоградской области. Там губернатор Сергей Баженов не смог решить проблему Волгоградского алюминиевого завода (ВгАЗ), который группа «Русал» пыталась полностью закрыть из-за падения цен на продукцию. И это лишь то, что у всех на слуху, а сколько еще есть историй, не попавших в федеральные СМИ.

Решение наиболее острых конфликтов требует вмешательства лично Владимира Путина. Управление ситуации « в ручном режиме», подключение административного ресурса. И вот когда проблема снята, то вновь покрасоваться появляются главы регионов. Привычно используя региональные СМИ, они выставляют себя чуть ли не главными спасителями. О том, что губернатор в этой ситуации не использовал собственные рычаги, а просто-напросто приник к «неупиваемой чаше» президентского рейтинга, никто до поры предпочитает не задумываться. Главное – рейтинг губернатора и его команды снова растет. Тут как в покере, главное —остановиться. А то некоторые любители «заиграться» рискуют потом получить огромные проблемы. Как, например, Михаил Юревич, губернатор Челябинской области. В начале этого года команда губернатора озвучила результаты некого рейтинга популярности, по которому президент РФ набрал всего 61%, а губернатор Юревич – аж 75%. «Данное социсследование вызывает большие сомнения в его достоверности. Скорее всего, оно заказное. Тем серьезнее политическая ошибка! Значит, Юревич у нас популярнее Путина, и заказчики этого подлога пошли на это сознательно?» – задались вопросом местные СМИ. После этого информация о хвастливом рейтинге Юревича была стерта отовсюду, включая официальный сайт губернатора.

После такой, скажем прямо, сомнительной истории любой другой менеджер был бы аккуратнее в своих поступках и желании покрасоваться. Но, похоже, случившееся Юревича ничему не научило. Доказательством этому вполне может служить скандал на Златоустовском метзаводе (ЗМЗ). Это единственный на Урале комбинат, дающий номенклатуру специальных марок стали и сплавов. В ночь на 11 октября там были остановлены все электропечи, выплавляющие сталь, остановлен электросталеплавильный цех. Затем в планах стояло отключение всех четыре станов и термокалибровочного цеха. В результате свыше 4 тыс. рабочих были отправлены в вынужденные отпуска с содержанием в 60% от заработной платы. Недавно инициативной группой была организована забастовка, а несколько человек объявили сухую голодовку, в том числе и вальцовщик горячего проката Александр Негребецких, который заявил, что ради сохранения завода он готов пойти на любые меры, вплоть до того, чтобы «перекрыть Транссиб», если это потребуется. Михаил Юревич, как и положено губернатору, активно включился в ситуацию. А именно: создал специальный штаб из собственных чиновников и мэра Златоуста. И на этом, похоже, выдохся. Потому что чиновники никакого решения так и не предложили: рынков сбыта для предприятия не нашли; с собственником проблему не решили; переговоры с какими-либо крупными металлургическими холдингами Урала (которые могли бы заинтересоваться покупкой ЗМЗ) не провели. По крайней мере, об этом можно судить по итогам прошедшего месяца.

К ситуации вынужден был подключиться полпред президента России в УрФо Игорь Холманских. С его подачи сейчас идут переговоры между «Уралвагонзаводом» и группой «Мечел» о выкупе ЗМЗ. И вот тут, казалось бы, есть отличная возможность для Юревича показать свои управленческие навыки. Но вместо этого он делает громкое заявление, что «готов обсуждать этот вопрос с Владимиром Владимировичем Путиным». Впрочем, через день он взял свои слова назад: «Рано. До 14 ноября взята пауза — идет переговорный процесс между «Уралвагонзаводом» и «Мечелом». Думаю, что они (УВЗ. — «НИ») все равно заберут, вопрос по какой цене. И пока тяжелая артиллерия не нужна – надеемся договориться по-хорошему. Если нет, то будем принимать меры». Громкими заявлениями Юревич, конечно, несколько снизил градус напряжения в самом Златоусте, но оказал медвежью услугу федеральному центру, втянув его еще в не начавшиеся разборки.

А ведь если подумать, то Юревич мог бы выправить ситуацию к своей и общей пользе, воспользовавшись визитом президента в Екатеринбург. Но тогда решение не было найдено, а после Юревич, несмотря на кризис, улетел в командировку в Швецию с делегацией челябинских чиновников. А после, опять же несмотря на кризис, остался в Швеции на запланированный отпуск. Пиарщики губернатора представили такой странный шаг как поиск инвесторов для промышленности. Это сработало: Владимир Путин привел в пример Челябинскую область в вопросах привлечения инвесторов, выступая на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований. По сути, пиарщики Юревича снова сделали тот же финт, что и с суперрейтингом: передернули факты, предоставленные в администрацию президента. Впрочем, отпуск в Швеции во время чрезвычайной ситуации в регионе можно счесть также фирменным стилем: когда в Челябинской области было наводнение, губернатор проводил время в Ницце.

Ждать, чем закончится «активное безделье» Юревича, осталось не так долго. По сути, если «Уралвагонзавод» договорится с «Мечелом» к 14 ноября, все будет выглядеть таким образом, что губернатор Челябинской области принимал непосредственное участие в этих переговорах и отстаивал там интересы области и Златоуста. Если же решение не найдут, то Юревич снова будет апеллировать к президенту, автоматически снимая с себя ответственность за кризис в глазах заводчан и жителей региона. Как ни поверни – он либо выиграл, либо ни в чем не виноват. Там, где Юревич должен бы проявить твердость и последовательность, он показал чудеса уклонения от ответственности и мастерство пиара.

Чем бы ни завершилось дело ЗМЗ, решение по нему не будет оптимальным. Подставлять федеральный центр и первое лицо государства, перекладывая на его плечи ответственность за развязывание узла, – это никак не выглядит красивым управленческим ходом. А ведь Юревич – представитель новой волны, нового поколения губернаторов, рекрутированных во власть из крупного и среднего бизнеса в годы президентства Дмитрия Медведева, и от него ждут в первую очередь именно взвешенных и качественных управленческих решений.

Автор – президент исследовательского центра «Политическая аналитика»

"