Posted 12 ноября 2013,, 20:00

Published 12 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:36

Updated 8 марта, 04:36

ВАС не спросили

ВАС не спросили

12 ноября 2013, 20:00
Вчера депутаты рассмотрели в первом чтении президентский законопроект, вносящий изменения в Конституцию страны, о включении Высшего арбитражного суда (ВАС) в состав Верховного суда (ВС). Сторонники реорганизации считают, что изменения повысят эффективность судебной системы. Противники объединения судов отмечают, что эф
Сюжет
Суды

Президентский законопроект о реорганизации двух судов в единый высший судебный орган – Верховный суд РФ – был внесен на рассмотрение в Госдуму 7 октября этого года. Согласно тексту документа, новый высший судебный орган будет решать споры по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам. В состав новой структуры войдут 170 судей. На переходный период отведено полгода. В тексте предложенной законодательной инициативы разъясняется, что формировать состав Верховного суда РФ будет специальная квалификационная коллегия. Также будет создана специальная экзаменационная комиссия, которая будет принимать экзамен на должность судьи Верховного суда РФ.

Законопроект устанавливает, что на конституционном уровне будут решаться вопросы организации и деятельности Генпрокуратуры РФ. В частности, предлагается закрепить в Конституции РФ положение о том, что замы генпрокурора будут назначаться на должность и освобождаться от нее Советом Федерации по представлению президента. Предлагается изменить и порядок назначения прокуроров субъектов РФ. Сейчас они назначаются генпрокурором РФ по согласованию с субъектами РФ, а будут назначаться главой страны.

Если со стороны правительства в Госдуму поступил в целом положительный отзыв на законопроект, то Высший арбитражный суд в своем отзыве указал, что после вступления в силу этого документа будет упразднен не только Высший арбитражный суд, но и вся система арбитража. «В законопроекте отсутствует специальная статья о сроках вступления его в силу, поэтому в данном случае будет действовать положение о том, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования», – говорится в отзыве ВАС, где указывается на несправедливость подхода упразднения только Высшего арбитражного суда. Также в отзыве подчеркивается, что законопроектом не предусмотрены положения о том, как будет осуществляться пересмотр судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, что произойдет с разъяснениями Высшего арбитражного суда, формировавшимися им на протяжении 20 лет в целях достижения единообразия практики применения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Скептицизм по поводу объединения судов при обсуждении законопроекта в основном высказывали депутаты из оппозиционных фракций. Наибольшая критика и опасения прозвучали от коммунистов. Депутат Анатолий Локоть, в частности, пытался выяснить, что произойдет после изменения Конституции о слиянии судов: дальнейшая ликвидация или слияние всей системы арбитражных судов. «Если этого не произойдет и будет продолжать действовать структура судов общей юрисдикции и арбитражных судов, тогда мысль о том, что готовится «золотой парашют» или «золотое кресло» для определенного лица – Дмитрия Анатольевича или кого-то другого, – вот эта конспирологическая теория будет иметь под собой очень большие основания», – подчеркнул депутат.

По мнению депутата Дмитрия Гудкова, несмотря на всю критику судебной системы, в нулевые годы было принято правильное решение о разделении судов на разные системы, потому что это позволяет судам конкурировать. «Конкуренция дала результаты, мы видим, как работают суды общей юрисдикции, как работают арбитражные суды. Разница колоссальная. Судьи арбитражного суда критикуют эту систему. Почему вы с ними не посоветовались, почему не учли их мнения, зачем такая спешка?» – задавался этими вопросами г-н Гудков.

Ярослав Нилов из ЛДПР сомневается, сможет ли реформа привести к повышению уровня доверия со стороны граждан к судебной системе. По мнению фракции ЛДПР, которое озвучил Сергей Иванов, вокруг этого законопроекта не нужно ломать копья. «Что, собственно, меняется? По большому счету абсолютно ничего. Не изменится принцип, что хороший адвокат знает закон, а очень хороший – судью. Все останется по-прежнему», – уверен либерал-демократ.

Единоросс Дмитрий Вяткин, напротив, подчеркнул, что нужно поддерживать законопроект о внесении изменений в Конституцию только за то, что будет создан единый суд, который будет влиять на единообразный подход к применению законов на территории всей страны.

Законопроект поддержал 351 депутат, против проголосовали 95 парламентариев. Стоит отметить, что для внесения изменений в главу Конституции «Судебная власть» необходимо, чтобы в Госдуме законопроект поддержали две трети депутатов. Поправки ко второму чтению будут принимать до 15 ноября. Второе чтение, скорее всего, состоится уже 20 ноября.

"