Posted 12 ноября 2008,, 21:00

Published 12 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:52

Updated 8 марта, 07:52

Экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова:

Экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова:

12 ноября 2008, 21:00
В пятницу Госдума рассмотрит предложенные Дмитрием Медведевым законопроекты об увеличении президентского срока до 6 лет и парламентского до 5 лет. Депутаты собираются принять поправки в Конституцию в экстренном порядке сразу в трех чтениях, несмотря на то, что это первые за 15 лет существования российской Конституции к

– Сейчас развернулся спор по поводу предлагаемых законопроектов. Что это – реформа Конституции или просто ее корректировка?

– Это пока спор о словах, более ничего. Разве важно, как обозначить это. Или важнее, может быть, какие это последствия может иметь? Наверное, второе более важно.

– А какие последствия это может иметь?

– Период деятельности представителей власти удлиняется. Но повторное избрание тоже не отменяется. Наверное, надо общие сроки считать. Велика ли вероятность, что у нас произойдет какая- то смена власти в течение жизни моего поколения? Могу сказать, что нет. Другой вопрос, что это значит для страны.

– Так это все-таки корректировка или конституционная реформа?

– Это совершенно неважно. Можно назвать это корректировкой, можно назвать еще как-то по-другому – какая разница? Конституция знает два вида изменения. Один связан с принятием федерального Конституционного закона «О поправках в Конституцию РФ». Это предусмотрено в 136 статье 9-й главы. Вопрос о поправках через конституционный закон может быть предметом проверки в Конституционном суде. Первая и вторая главы Конституции не могут подвергаться изменениям. Первая – это основы конституционного строя, вторая – это права и свободы человека и гражданина. Поэтому другой способ поправок связан с принятием нового Основного закона. Но новую Конституцию мы сейчас не принимаем. Новую Конституцию принимает только Конституционное собрание, его мы наблюдать не можем, так как его нет.

– А Конституционное собрание что из себя представляет?

– Оно пока ничего из себя не представляет. Так как пока закона о нем нет. Если нужно будет срочно собрать Конституционное собрание, то сначала нужно определить, как оно созывается, как урегулировать его деятельность. И тогда этому Конституционному собранию, согласно тексту нынешней Конституции, должен быть представлен вопрос, согласно ли оно с необходимостью принятия нового Основного закона. Каким должно быть Конституционное собрание решает наш российский парламент, который давно должен был принять соответствующий закон.

– Насколько оправдано вмешательство в Основной закон страны?

– Насчет оправданности вмешательства должны отвечать те, кто вносит эти поправки. Изменения возможны, все остальное это только вопрос о политической целесообразности. Я привела нормы Конституции, согласно которым такая корректировка возможна. То есть она не противоречит самому порядку изменения Конституции, который в ней закреплен. Вопрос в социальном значении таких изменений, это вопрос для политической власти. Нужно обсуждать именно это.

– Возможны ли другие поправки? Например, недавно шли разговоры о слиянии Генпрокуратуры и Минюста, и эксперты тоже говорили об изменении Конституции, так как Генпрокуратура там прописана, в качестве отдельного ведомства.

– Генпрокуратура определена в главу о судебной власти, хотя на практике она является властью исполнительной. Если она является властью исполнительной, то значит, она может быть подчинена министерству юстиции, как органу исполнительной власти. В любом случае это не первая и не вторая главы Конституции.

Тамара Георгиевна МОРЩАКОВА

В 1991–2002 годах– судья Конституционного суда Российской Федерации. Окончила юридический факультет МГУ. Кандидат и доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ. Занималась исследованием судебных ошибок и их причин. Принимала участие в разработке Конституции Российской Федерации, Концепции судебной реформы в Российской Федерации, а также проектов федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ». В сентябре 1993 года вместе с меньшинством судей голосовала против того, чтобы указ президента России Бориса Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в РФ» был признан основанием для отрешения его от должности. В 2007-м выступила против переезда Конституционного суда в Санкт-Петербург.

"