Posted 12 ноября 2006,, 21:00

Published 12 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:49

Updated 8 марта, 08:49

«Это репрессии на дороге»

«Это репрессии на дороге»

12 ноября 2006, 21:00
Первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин выступил с инициативой ужесточения ответственности водителей, неоднократно нарушавших правила дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения. Вместо действующего сегодня наказания – лишение прав сроком до двух лет за вождение в нетрезвом виде г-н Чекал

Выступая на заседании комитета Госдумы по безопасности, замминистра МВД Александр Чекалин предложил депутатам внести ряд поправок в действующее законодательство. По его словам, за систематическое управление автомобилем в нетрезвом виде по решению суда следует «пожизненно лишать прав водителей», а также «конфисковать их автомобили». Однако как потом признал сам г-н Чекалин, одними карательными методами нельзя навести порядок на крупных автомагистралях. «Жесткие требования к водителям, увеличение штрафных санкций дадут лишь 5–7% от того результата, который мы стремимся достичь», – подчеркнул он. Таким образом милицейский чин все-таки косвенно признал, что карательные меры не помогут навести порядок на наших дорогах.

Председатель комитета Госдумы по конституционному, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников считает, что законопроект будет подготовлен и внесен в Госдуму. «У меня есть некоторые сомнения по поводу целесообразности введения этих норм, – пояснил «НИ» г-н Крашенинников. – Существует такое понятие, как шкала наказаний, и наказание должно быть соразмерно тому, что человек совершил. Соответственно, если он в нетрезвом виде нанес кому-то ущерб жизни, здоровью или имуществу – это один вопрос. Но если мы сразу ему скажем, что в любом случае кара будет суровой, то есть шанс, что человек будет уходить с места преступления и тем самым опасность будет увеличивать. А введение нормы конфискации за вождение в нетрезвом виде неуместно».

Адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает, что действующее сегодня наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде и так серьезное. «Штраф уже отменили, а ввели наказание лишением прав от полутора до двух лет, – сообщил «НИ» Леонид Ольшанский. – Кроме того, в ближайшее время будет рассмотрен законопроект, который внесла группа депутатов под руководством Владимира Плигина (председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. – «НИ»), который вообще вводит репрессии на дороге. Где, в частности, за пьянку вводится наказание – 15 суток ареста. Я думаю, что депутаты просто увлеклись автомобильной тематикой и идут наперегонки, кто быстрее или номера с флагом отменит, или пожизненный срок за пьянку даст. Кроме того, нельзя забывать о том, что Чекалин – работник МВД и сам в прошлом начинал свою карьеру с ГАИ, поэтому у него субъективное представление. Что касается конфискации автомобиля, то машина принадлежит собственнику, а в 80% случаев водитель и собственник – это всегда разные люди».

Инициатива Александра Чекалина по ужесточению наказания для нетрезвых водителей далеко не первая. Напомним, в октябре этого года вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, предложил «отправлять в тюрьму водителя, управлявшего автомобилем в нетрезвом виде», даже «если он не нанес никакого ущерба». После этого председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил внести в УК поправки, которые бы предусматривали севшему за руль пьяному водителю наказание до пяти лет лишения свободы. А если пьяный водитель стал причиной ДТП, то в случае причинения серьезных травм виновника ДТП должны лишить свободы сроком до 7 лет, а в случае гибели человека – до 10 лет. Кроме того, комиссия поддержала предложение о введении штрафа за управление автомобилем в пьяном виде в размере от 100 до 500 тысяч рублей.

Помимо этого, если наказание за вождение в нетрезвом виде все-таки ужесточат, большая часть автомобилистов будет вынуждена проходить процедуру освидетельствования водителя. В конце октября Верховный суд вынес решение о правилах дорожного движения, которыми должны руководствоваться инспекторы ГИБДД, а также судьи при вынесении вердиктов. Так, например, в постановлении пленума ВС говорится, что, был водитель пьян или нет, инспектор ГИБДД может оценить сам, если рядом с ним нет медицинского учреждения или специалиста, который может заниматься освидетельствованием водителей. В таком случае инспектор ГИБДД должен принять решение на основании показаний «алкотестера» и мнения свидетелей, которыми могут быть и сотрудники ГИБДД. Согласно постановлению Верховного суда, отказ водителя от прохождения хотя бы одного метода освидетельствования можно приравнять к отказу от освидетельствования вообще, что карается лишением прав.

"