Posted 12 октября 2008,, 20:00

Published 12 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:46

Updated 8 марта, 07:46

Регулярный Майдан

Регулярный Майдан

12 октября 2008, 20:00
Регулярный Майдан

На Украине – политический кризис. Опять?! Опять. Как в том советском анекдоте про очередную кончину очередного генсека: «Вы будете смеяться, но…» Казалось, только-только произошла перезагрузка власти – и вот Виктор Ющенко снова распустил Верховную раду. Спустя всего полтора года с тех пор, как он это проделал в первый раз. В телеобращении к украинскому народу президент сказал, что его решение вызвано «развалом демократической коалиции», попросту говоря – предательством бывших соратников, сформировавших новую коалицию, куда вошли Блок Юлии Тимошенко, Партия регионов и коммунисты. Виктор Ющенко назвал это «попыткой демонтажа Украины и наших ценностей». Он обвинил Раду в том, что она «приняла немало законов, значительная часть которых были неконституционными, не украинскими и не демократическими». «Баланс власти, национальная безопасность, политический курс, язык – это все, – сказал он, – стало мишенью специальных договоренностей».

Почему «оранжевая коалиция» оказалась недолговечной? По мнению Ющенко, ее разрушила «человеческая амбиция одного человека». Имя этого человека названо не было, но и так понятно: генератором политического напряжения на Украине, живым источником нестабильности президент числит премьера Юлию Тимошенко. В том, что та готовится к борьбе за высший государственный пост, сомнений, конечно же, нет. Все, что сейчас делает украинский премьер, подчинено одной цели. Тимошенко занялась возвращением обесцененных вкладов населению, пообещала отменить призыв в армию, отказалась втягиваться в затеянную Виктором Ющенко тяжбу с Россией вокруг Черноморского флота, совершила визит в Москву и договорилась с Владимиром Путином о цене на газ… Все ее политические «послания» ныне имеют двух адресатов – украинского избирателя и Кремль. И тому, и другому Тимошенко стремится понравиться. Стоит ли удивляться, что ее поведение Виктором Ющенко трактуется так: «Жажда власти, расхождения в ценностях, предпочтение личных интересов национальным».

Мне все же представляется, что причины очередного политического кризиса на Украине не сводятся к исчерпанным отношениям между президентом и правящей коалицией. И тем более к таким частностям, как предательство бывших соратников, нарушение договоренностей, перебежки из одного лагеря в другой. Самая глубокая причина постоянного воспроизводства политических кризисов на Украине заключена в системе власти, сложившейся здесь после 2004 года. Эта система разбалансирована. У нее нет надежных опор. Поэтому любые договоренности между политиками недолговечны и ничего не стоят. Помните казус, случившийся едва ли не сразу же после того, как Верховная рада в новом составе приступила к работе, а именно – первое голосование по кандидатуре Юлии Тимошенко, представленной на пост премьера? Чтобы вернуться в премьерский кабинет, где она однажды уже побывала на правах хозяина, Тимошенко тогда не хватило одного голоса. Причина возникшего дефицита поддержки была отчасти забавна: технический сбой в электронной системе подсчета голосов. Ввиду чего этой системе был тотчас вынесен вотум недоверия. «Мы не доверяем электронной системе, – сказал в те дни лидер блока «Наша Украина – Народная самооборона» Юрий Луценко. Что в момент голосования, пусть даже очень важного, электроника дала сбой, нет оснований сомневаться. Бывает. Техника, особенно неисправная, способна творить чудеса. Но глупая техническая накладка стала предвестием неминуемого, уже просто запрограммированного разлада в парламенте. Ведь случившийся сбой был лишь по виду техническим. По сути же, он имел политическую природу. Коалиция, насчитывавшая 228 мандатов (всего на два больше, чем требовалось для численного перевеса), лишенная надежного резерва голосов, была изначально не защищена от всяческих напастей: кто-то заболел, кто-то, как многократно бывало, перебежал в другую фракцию, кто-то соблазнился административной должностью – и все, на электронное табло уже неча пенять, оно покажет достоверный результат.

Шаткость новой властной конструкции, созданной на Украине совсем-совсем недавно, едва ли не вчера, была очевидна. И более чем кому бы то ни было она была очевидна ее создателям. Виктор Ющенко не от бескрайней веры в крепость своих союзнических уз с Юлией Тимошенко выдвинул ее в премьеры, а потому, что деваться было некуда: после досрочных парламентских выборов она снова оказалась в тройке главных лиц украинской политики. Максимум, что пытался, но так и не смог сделать президент для возвращения себе важных рычагов управления (они были утрачены в результате конституционной реформы, проведенной в декабре 2004 года в безоглядном революционном порыве), это урезать полномочия будущего премьера.

Вот еще одно свойство украинской политики: никто никому не верит. Но дело не только в этом. Дело прежде всего в отсутствии отлаженных государственных механизмов, способных работать в автономном режиме, независимо от того, о чем в тысячный раз договорятся Ющенко с Януковичем или оба они – с Тимошенко, и кто кого потом «кинет». Сейчас трудно сказать, состоятся ли досрочные выборы в украинский парламент. В субботу окружной административный суд Киева приостановил действие указа президента о прекращении полномочий Верховной рады. А Юлия Тимошенко заявила, что досрочные выборы не только не нужны, но и опасны. Что будет дальше? Да всякое возможно. Пока не укрепятся государственные институты, не появятся нормально работающие механизмы управления, украинской системе власти гарантирован регулярный Майдан.

"