Posted 12 августа 2008,, 20:00

Published 12 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:58

Updated 8 марта, 07:58

«Все важное они проспали»

12 августа 2008, 20:00
Вчера Госдума заявила, что собирается подключиться к расследованию событий, происходящих в Южной Осетии. Как сообщил Борис Грызлов, ряд депутатов уже участвуют в организации работы по сбору информации о «преступлениях, совершенных в ходе агрессии Грузии в отношении граждан России – как мирного населения, так и российск

По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, в настоящий момент законодатели готовят доказательную базу, которая будет необходима для привлечения к ответственности «преступников, виновных в гибели тысяч людей, в разрушении осетинских населенных пунктов, попытках решить исключительно силовым путем сложный грузино-югоосетинский конфликт».

Между тем, как объяснил «НИ» член комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков, события в Южной Осетии не могут быть «предметом для думского следствия». Дело в том, что закон о «парламентских расследованиях» разрешает законодателям изучать только те события, которые произошли внутри России или же вследствие решений, которые приняла российская власть на международной арене. «Но сейчас у Думы особых претензий к нашей исполнительной власти с точки зрения тактики и стратегии в Южной Осетии нет. Значит, и повода для расследования тоже нет», – сказал «НИ» депутат. Вообще он пожаловался, что принятый в декабре 2005 года закон о парламентских расследованиях еще ни разу не использовался и вообще «не работает», хотя «поводы были». «Например, когда надо было расследовать провал реформ Михаила Зурабова или факты коррупции в ряде министерств, этого не стали делать – уж очень сложная, заторможенная процедура. Весь закон направлен на то, чтобы парламент свой нос куда не надо не совал», – говорит г-н Гудков. Однако, по его словам, Госдума и за рамками этого закона, «как орган власти», может создавать «сколько угодно» комиссий по разным вопросам и событиям, в том числе и югоосетинским.

Всего в истории нового отечественного парламентаризма создавалось около четырех десятков таких комиссий. Первая была сформирована Верховным советом СССР в 1989 году для расследования разгона мирной демонстрации в Тбилиси. Комиссию возглавлял Анатолий Собчак. Последняя парламентская комиссия собиралась в 2005 году, когда депутаты пытались разобраться в причинах энергокризиса в Москве. Однако, по словам экспертов, «до логического завершения» было доведено только самое первое расследование под руководством г-на Собчака. «Та комиссия неплохо работала. Сегодня же расследования Думы не приносят никакого толка», – считает гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. По словам политолога, расследование по Южной Осетии депутаты решили провести, потому что «все важное проспали – проотдыхали». А когда регион уже разбомбили, Госдума «начала суетиться», демонстрируя, что тоже работает. На самом деле, «ничего нового» депутаты в следствие принести не смогут и «будут только мешаться под ногами». «Это показывает, что российский парламент превратился просто в придаток исполнительной власти. В развитых странах нормальный парламент собрался бы сразу после того, как начались военные действия, затребовал бы к себе всех официальных лиц и решил эту проблему. Но наш парламентаризм в этом смысле весьма жалок», – констатирует Валерий Хомяков. Эксперт отметил, что «когда действительно необходимо было независимое расследование», например, после громких терактов в «Норд-Осте» и Беслане – Госдума «уклонилась от проведения парламентских следствий». «По Беслану, правда, совместно с Советом Федерации была какая-то думская комиссия создана, но ничего внятного наши парламентарии так до сих пор и не сказали. А по «Норд-Осту» они посчитали, что и так все ясно», – вспоминает г-н Хомяков.

Бывший депутат Владимир Рыжков и вовсе заявил «НИ», что «настоящих расследований Дума никогда не проводила». «Официальное было одно – по Беслану. Но оно закончилось фактически ничем, так как комиссия тогда так и не решилась выйти за пределы официального следствия», – говорит г-н Рыжков. Сейчас, по словам политика, парламент хотят использовать «как пропагандистский инструмент в борьбе с Грузией». Госдума должна будет установить и рассказать всем, что «не права была исключительно эта сторона».

Председатель движения «За права человека» Лев Пономарев рассказал «НИ», что обычно расследования, проведенные параллельно исполнительной властью и Госдумой, приносят одинаковые результаты. «В этот раз, как и всегда, депутаты будут просто озвучивать работу следователей. Я бы назвал это звуковым сопровождением», – заключил правозащитник.

ЧТО ЕЩЕ РАССЛЕДОВАЛИ ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИССИИ

В 1989 году Верховным Советом СССР была сформирована парламентская комиссия для расследования разгона мирной демонстрации в Тбилиси. Возглавил ее депутат Анатолий Собчак. Комиссия возложила вину за произошедшие события на республиканские власти, которые не смогли разрешить конфликт мирными средствами, а также на общесоюзные власти, которые предприняли неадекватные шаги по пресечению несанкционированной демонстрации.

6 сентября 1991 года была создана комиссия Верховного Совета РСФСР по расследованию причин и обстоятельств путча в СССР. 13 января 1992 года материалы расследования предоставлены для парламентских слушаний и в Генпрокуратуру. В феврале 1994 года для участников путча объявлена амнистия.

6 мая 1993 года Верховный Совет РФ начал расследование столкновений в Москве во время демонстрации левой оппозиции

13 января 1995 года Госдума создала комиссию по расследованию причин и обстоятельств кризиса в Чечне. В ходе работы в комиссии произошел раскол, поэтому в августе 1995 года ее итоговый отчет, назвавший виновниками войны Бориса Ельцина, министра обороны Павла Грачева и президента СССР Михаила Горбачева, подписали лишь пять из девяти членов.

21 февраля 1997 года Госдумой была создана комиссия Тельмана Гдляна по проверке фактов коррупции должностных лиц администрации Санкт-Петербурга. Комиссия собрала компромат на мэра Анатолия Собчака и еще 10 чиновников – руководителей города. 13 сентября 1998 года Генпрокуратура предъявила мэру обвинение в коррупции, которое было снято в ноябре 1999 года.

19 марта 1997 года Госдума приняла решение проверить факты участия должностных лиц всех уровней в коррупционной деятельности. Результатов расследование не принесло, и 1 декабря 1999 года спецкомиссия была распущена.

16 июля 1998 года Госдума начала расследование обстоятельств убийства генерала Льва Рохлина. В январе 2000 года материалы расследования переданы в Генпрокуратуру, их содержание не раскрывалось. В совершении преступления тогда обвинялась супруга погибшего Тамара Рохлина.

15 октября 1998 года Совет Федерации создал комиссию по расследованию обстоятельств, приведших к дефолту. 17 марта 1999 года палата на основе выводов комиссии рекомендовала привлечь к ответственности ряд чиновников, которые к тому времени уже лишились своих постов, например, премьер Сергей Кириенко, глава ЦБ Сергей Дубинин.

9 декабря 1998 года создана комиссия Госдумы по убийству депутата Галины Старовойтовой. Никаких видимых результатов депутатское расследование не принесло.

10 сентября 2004 года создана парламентская комиссия по расследованию теракта в Беслане, в которую вошли 11 депутатов от Совета федерации и 10 – от Госдумы. Итоги следствия совпали с официальной версией случившегося.

"