Posted 12 августа 2007, 20:00
Published 12 августа 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:40
Updated 8 марта, 08:40
Напомним, что после мартовских выборов между представителями двух партий власти развернулась борьба за контроль над крайизбиркомом, которая привела к тому, что Ставропольский край оказался единственным регионом, где до сих пор не была сформирована избирательная комиссия. Все происходящее сопровождалось многочисленными судебными тяжбами, в итоге члены ЦИКа попытались вмешаться в ситуацию, назначив 19 июля членов комиссии самостоятельно, не определившись только с председателем. Таким образом, ЦИК впервые воспользовалась своим правом назначить региональный избирком, если таковой не был сформирован в срок. Но ситуация лишь усугубилась, а в крае образовалось сразу две комиссии, члены которых считали себя легитимными. Председатель ЦИК даже направил письмо в Генпрокуратуру, обратив внимание на то, что сложившаяся ситуация ставит под угрозу подготовку к выборам. Ведь избирательные комиссии нужно было сформировать еще к 6 августа, но из-за Ставрополья членам ЦИКа никак не удавалось завершить этот процесс. Они, в частности, ждали решения Ленинского районного суда Ставрополя, который должен начать рассмотрение вопроса о законности полномочий членов избирательной комиссии Ставропольского края, представленных краевой Думой. Но первое заседание было перенесено, и члены ЦИКа решили повторно сформировать краевой избирком (отменив при этом свое решение от 19 июля), рекомендовав на пост председателя комиссии адвоката-«единоросса» Бориса Дьяконова. Первое заседание одобренного ЦИК РФ состава избиркома Ставропольского края назначено на 13 августа.
Эксперты считают, что ЦИК приняла верное решение, но обращают внимание на то, что Ставрополье в ходе этой избирательной кампании все равно станет проблемным регионом. «Сейчас нужно принять самые жесткие меры для того, чтобы заработала одна комиссия, и включился избирательный процесс, – сказал «НИ» член ЦИКа от КПРФ с совещательным голосом Вадим Соловьев. – Потому что, если эта бодяга будет продолжаться, выборы на этой территории могут быть сорваны. А после выборов любая партия, которая не будет удовлетворена их итогами, потом попытается отменить результаты именно через нелегитимность избирательных комиссий. С моей точки зрения, плохой порядок лучше анархии». Руководитель Независимого института выборов Александр Иванченко убежден, что ставропольская комиссия столь же легитимна, как и остальные комиссии субъектов РФ, поскольку ЦИК действовала в соответствии с законом. «Главное, чтобы комиссия выполнила свои функции, предусмотренные для нее законо, и только невыполнение каких-то строго обязательных функций может повлечь какие-то последствия», – успокоил «НИ» г-н Иванченко.
Однако оппозицию очень насторожила такая острая борьба за контроль над крайизбиркомом. «По большому счету, если бы все было по закону, то какое влияние избирательная комиссия могла бы оказать на результаты выборов? – удивляется Вадим Соловьев. – Она лишь выступает организатором. Учитывая, что идет такая драка за нее, то, по всей видимости, обе партии власти будут пытаться использовать комиссию для фальсификации итогов выборов в свою пользу. Потому что другого смысла у этой борьбы нет».
«Даже если там будет намечаться какое-то противостояние между двумя партиями, то в выборах будет участвовать значительно большее число партий и вряд ли подобные опасения серьезны, – уверен Александр Иванченко. – Хотя у нас еще нет культуры согласия, которая должна быть у партий по итогам выборов. В марте прошли региональные выборы в Ставрополье, надо успокоиться и готовиться к новой избирательной кампании. Этот опыт придется нарабатывать».