Posted 12 мая 2004,, 20:00

Published 12 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Партийная линия

Партийная линия

12 мая 2004, 20:00
Голосование по кандидатуре премьера Фрадкова в очередной раз продемонстрировало, что нынешняя Дума практически безоговорочно принимает президентские наказы к исполнению. Однако есть все же одна инициатива Владимира Путина, которая не вызывает восторга у многих, даже самых покладистых, парламентариев. Речь идет об отмен

На прошлой неделе Владимир Путин встретился с членами Центризбиркома. После этой встречи председатель ЦИК Александр Вешняков сообщил ошарашивающую весть: г-н президент предложил «избирать Госдуму только по пропорциональной системе», т.е. исключительно по партийным спискам. Напомним, что по нынешнему законодательству нижняя палата комплектуется по спискам лишь наполовину.

Депутаты-списочники и депутаты-одномандатники – это два довольно сильно разнящихся типа народных избранников. Последним, для того чтобы попасть в заветное кресло на Охотном Ряду, приходится прикладывать куда больше усилий, чем их партийным коллегам. Даже одномандатникам, выдвинутым крупными партиями, приходилось практически ежедневно лично внушать электорату симпатию к собственной персоне. Ведь в конечном итоге люди все равно голосовали за конкретного человека, а не за представляемую им политическую силу. С другой стороны, такая альтернатива партийным спискам помогает прорваться в Думу представителям некоторых относительно некрупных политических партий. По всей видимости, в Кремле задумались о пропорциональной системе именно из-за этого досадного обстоятельства. «Новые Известия» решили выяснить непосредственно у известных депутатов-одномандатников, как они относятся к обозначенному президентом вектору развития парламентаризма. Все опрошенные выразили по данному поводу изрядную озабоченность.

Самым жестким в формулировках оказался депутат-«единоросс», лидер Народной партии Геннадий Гудков. Напомним, что НПРФ традиционно сильна именно своими одномандатниками. Даже в нынешней Думе, куда партия в целом не попала, «народников» 17 человек. «Эта инициатива губительна для развития демократии в России, – сказал он. – Во-первых, как таковых серьезных политических партий еще нет. Они только создаются. К тому же сегодня выборы – это, к сожалению, практически всегда злоупотребление административным фактором. Советский Союз погиб из-за застоя в политической элите. Убрав одномандатников, мы придем в итоге к худшему варианту Политбюро ЦК КПСС. Тогда для политика главным будут не какие-то личные качества, а умение словить конъюнктуру». Вместе с тем г-н Гудков не уверен, что все «единороссы», среди которых списочников только 120 человек из 305, так уж дружно одобрят инициативу, если она превратится в реальный законопроект: «В нашей фракции уже ведется активная полемика. Этим путем надо идти, если мы хотим вообще потерять парламент и превратиться в итоге в абсолютную монархию».

Коллега г-на Гудкова по фракции, лидер Аграрной партии Владимир Плотников сказал, что к инициативе он относится пока что «настороженно»: «Это укрепит институт партийности. Но ведь одномандатник – это особая ответственность. Так что мне трудно говорить о перспективах этой инициативы. Ее сперва нужно внимательно обсудить и все взвесить. Не такой это простой вопрос»

Представитель фракции «Родина» Виктор Алкснис признался «НИ», что и у него тоже сложное отношение к проекту: «С одной стороны – это явное стремление привнести в Думу единомыслие с надеждой, что опыт «Единой России» можно будет повторять бесконечно. С другой стороны, каждое четырехлетие выборы одномандатников все больше превращаются в состязание денежных мешков. Но, вообще говоря, одномандатник всегда в курсе проблем своих избирателей. И если его убрать, то будет Дума сама по себе и народ сам по себе». Однако г-н Алкснис убежден – «единороссы» проголосовать за чисто пропорциональную систему вполне способны: «Я по прошлой Думе знаю много примеров, когда авторитетные депутаты из «ЕР» отказывались от участия в выборах только потому, что им сказали – нельзя. Взамен, правда, они в какой-то форме получили «отступные».

«Я дважды избирался по спискам и дважды по одномандатному округу. И имел возможность сравнивать. Одномандатник имеет сильную связь с избирателями. Я против этой инициативы главным образом потому, что сейчас это приведет к еще большему отчуждению партий от избирателей. И без того очень низкое доверие к Думе упадет еще сильнее», – считает независимый депутат Владимир Рыжков. Кроме того, г-н Рыжков предложил читателям «НИ» проделать мысленный эксперимент, представьте, что было бы без одномандатников со страной в 93-м, когда ЛДПР набрала больше 20% голосов. «Надеюсь, что президент взвесит все «за» и «против» и поймет, что риски слишком велики», – подытожил демократ.




Блок патриотов потерял почти половину своих сторонников
Фракция «Родина» предлагает изменить структуру Госдумы

"