Posted 12 марта 2013,, 20:00

Published 12 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:19

Updated 8 марта, 02:19

Прекрасное далеко

Прекрасное далеко

12 марта 2013, 20:00
В российском Министерстве иностранных дел признали, что к зимней Олимпиаде в Сочи нашей стране и Евросоюзу не удастся завершить длящийся уже свыше десятилетия процесс переговоров о безвизовом режиме с ЕС. Теперь российские чиновники осторожно отодвигают сроки достижения безвизового режима к концу 2014 года. «НИ» попыта
Сюжет
Визы

В начале этой недели в Москве находилась делегация ЕС под руководством главного переговорщика от Евросоюза по визовому диалогу с Россией Стефано Мансервизи. После переговоров с ним посол по особым поручениям МИД России Анвар Азимов сообщил журналистам две новости, одна из которых может огорчить тех, кто ратует за скорейший безвизовый режим с Европой, другая – не обрадовать, но несколько ободрить. Со слов Азимова следует, что давно анонсированного подарка к зимней Олимпиаде не будет. К февралю, когда в Сочи начнется это спортивное действо, договориться о безвизовом режиме Россия и ЕС не успеют. Азимов выразил пожелание, чтобы обе стороны вышли на заключение соответствующего соглашения, как он выразился, «хотя бы к концу 2014 года». Вместе с тем, по его словам, есть явный прогресс по самому спорному пункту переговоров с ЕС – относительно отмены виз для обладателей служебных паспортов. «В конце марта наши коллеги из консульского департамента МИД России поедут в Брюссель, чтобы окончательно расставить все точки над «i», – сказал Азимов. Перспективы того, что соглашение о безвизовом режиме для владельцев служебных паспортов будет заключено, он оценил как «благоприятные».

Проблема «синих корочек»

Если так оно и есть, в принципе это может означать, что отмена виз и для остальных категорий граждан нашей страны не за горами. Дело в том, что, как правило, визовый режим между государствами отменяется в несколько этапов. Сначала послабления делаются для самых благонадежных, с точки зрения миграционных служб, категорий населения – дипломатов. Потом идет очередь владельцев служебных паспортов. Эти документы выдаются по месту работы на период краткосрочных поездок за границу. Что в России, что в Европе служебные паспорта получают в целом одинаковые категории населения: не пользующиеся дипломатическим иммунитетом сотрудники посольств (например, водители или технические работники), военные и некоторые категории государственных служащих. И только потом уже происходит отмена виз для остальных граждан страны. Примерно таким путем упразднялся визовый режим ЕС со многими балканскими странами – например, с Хорватией. Там движение по этим трем ступенькам было пройдено легко. В случае же с Россией все забуксовало уже на первой. Отменив в 2006 году визы для дипломатов, европейцы отказались идти дальше. За это время Россию обошли даже другие члены СНГ – Молдова и Украина, где владельцам служебных паспортов дали безвизовый режим. «Когда мы спрашиваем в Брюсселе, почему украинцам это можно, а нам нельзя, ответ очень интересный: Россия – это не Украина, – возмущался по этому поводу министр иностранных дел Сергей Лавров. – Конечно, не Украина, но мы же знаем, что чиновник украинский от чиновника российского не слишком отличается».

Между тем у европейцев, похоже, есть свое мнение на этот счет, и его в минувший понедельник на брифинге в Москве изложил г-н Мансервизи. Главное, что не нравится ЕС во владельцах служебных паспортов, – это их многочисленность. Они выписаны приблизительно на 150 тыс. человек. Это не идет ни в какое сравнение ни с Молдовой, ни с Украиной, где в каждой стране счет обладателей служебных паспортов идет на десятки, а не на сотни тысяч. Такая разница объясняется российской спецификой. Самой многочисленной категорией владельцев «синих корочек» (так их порой называют по цвету обложки) в России являются военнослужащие, проходящие службу в странах СНГ. Их свыше 80 тыс. человек. Плюс в число обладателей служебных паспортов входит весьма необычная для европейцев категория – многотысячная армия сотрудников государственных компаний. «Надо сократить число выдаваемых служебных паспортов до каких-то разумных пределов», – заметил г-н Мансервизи. По этому пункту переговоров Москва предлагает свой, компромиссный вариант: давать безвизовый въезд в страны ЕС только владельцам биометрических служебных паспортов. Таковых выдано на руки сравнительно немного – в пределах 15 тыс. И вроде бы, если верить заявлениям российских официальных лиц, этот компромисс находит некоторое понимание в ЕС. Правда, как выяснилось после визита Мансервизи, у европейцев есть новое условие. Их не устраивает новый закон о персональных данных, принятый Госдумой, который вступает в силу с 1 июля. Европейцам не нравится его пункт, в котором все авиакомпании, осуществляющие перевозку через Россию, обязаны предоставлять государственным органам личные данные пассажиров. Почему этот закон, пусть и действительно не вполне согласующийся с принятыми в Европе нормами, нужно обязательно связывать с темой отмены виз – большой вопрос. И одновременно повод задуматься о том, насколько заинтересованы в снятии визовых ограничений европейцы.

«Русский сантехник» страшнее польского?

«В разговоре об отмене виз с Европой всегда последнее слово остается за Европой, – замечал в беседе с «НИ» украинский политолог Владимир Фесенко. – Если там действительно хотят снять такого рода ограничения, их снимают. Если нет – то ищут предлоги для того, чтобы этого не делать».

Видимо, в качестве подобных предлогов, рассчитанных в большей степени на российское общественное мнение, следует расценивать время от времени появляющиеся в российской прессе ссылки на анонимные источники в делегациях ЕС относительно «истинных» мотивов европейцев, не желающих отменять или облегчать визовый режим для россиян. Например, пишут о том, что отмена виз поможет без проблем фигурантам «списка Магнитского» и коррумпированным чиновникам ездить в Европу. Между тем вычислить и не пустить даже при безвизовом режиме фигуранта «черного списка» ЕС не составляет труда. Так же, как показывает практика, не является никакой проблемой получение визы в страны Шенгена для человека, у которого есть деньги.

Кому действительно визы перекрывают путь, так это небогатым россиянам, особенно живущих за пределами городов, где есть консульства и посольства европейских государств. «Очереди за визами, подчас сложная процедура их получения, большие расходы на проезд не только до страны, но и зачастую до консульства – все это, конечно, отрицательно сказывается на туризме со странами Шенгена», – заметил «НИ» президент клуба защиты прав туристов Роман Бобылев. Неудивительно, что согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения, почти 80% граждан нашей страны никогда не бывали за границей. А среди тех, кто бывал, лишь подавляющее меньшинство были в Европе. Поездки наших граждан за границу – это преимущественно визиты к родственникам в страны СНГ или пляжный отдых в Египте и Турции. Отмена визового режима с ЕС может резко изменить маршруты, которыми путешествуют россияне. Однако едва ли эта перспектива обрадует большинство европейцев.

Любопытное совпадение: незадолго до нынешнего раунда переговоров по отмене виз ключевой член ЕС – Германия в очередной раз заблокировала присоединение к Шенгенскому соглашению Румынии и Болгарии. Причем это решение германских властей, судя по опросам общественного мнения, немцы одобрили. Даже в Германии, являющейся в нынешней Европе чуть ли не образцом политкорректности, сработал феномен, который местные социологи называли «страхом перед польским сантехником». Перед вступлением стран Восточной Европы в Шенген не было недостатка тех, кто пугал западноевропейцев тем, что визовые послабления приведут к притоку новой рабочей силы с востока, которая будет отнимать рабочие места у местных жителей. С наступлением экономического кризиса страхи времен расширения ЕС усилились. Горят ли желанием европейцы конкурировать не только с польским, но и с русским сантехником? Увы, слишком многие в ЕС считают отрицательный ответ на этот вопрос самым очевидным.

"